АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Шичида: детали. Когда начинать и как заниматься до года?

Эту статью мне надо было написать еще год назад, потому что я весь год получала вопросы, отвечала где-то в личной переписке и в дремучих постах на комментарии, но в итоге нормальной информации в свободном доступе все равно нет. Поэтому пишу сейчас. Пост актуален для заинтересованных в методике родителей, детям которых еще не исполнялся год.

Итак, в каком возрасте начинать заниматься по методике Макото Шичиды?

Шичида пишет, что занятия можно начинать уже с рождения. Но при этом его книги построены таким образом, что он приводит множество писем и рассказов людей, занимающихся по этой методике, и почти всегда речь в них идет о детях от года, а то и двух до шести. Он почти не структурирует информацию о том, как заниматься с ребенком в полгода, как в год, а как в три, за редкими исключениями. 

Тем не менее, я не до конца разделяю его мнение о начале занятий сразу после рождения. Объясню, почему. Во-первых, новоявленные родители просто не готовы к этому. Они еще не знают, как и когда его надо кормить, как менять подгузники, когда укладывать спать и как организовать свой быт и сон. Они даже еще не наладили ментальный контакт со своим ребенком, не привели в порядок свои мысли и чувства. На все это им нужно время, не говоря уже об изготовлении карточек, о вникании в методику и проч. Во-вторых, примерно до трех месяцев ребенок только учится фокусировать зрение, различать цвета и формы, поэтому в раннем возрасте единственная зрительная стимуляция, которую я бы рекомендовала - это контрастные рисунки и игрушки, различные подвесные мобили и развивающие коврики с дугами. И в-третьих, с ребенком намного проще заниматься, когда он держит спину, поэтому я бы приурочила начало занятий к этапу начала ползания или сидения. В общем, потратив первые полгода на другие, не менее важные вещи, вы ничего не потеряете. Таково мое мнение. 

Мы начали занятия примерно в 5-6 месяцев, с ручных показов карточек. Тогда их было еще мало, они быстро заканчивались, но я была уверена, и уверена до сих пор, что на тот момент важнее было именно приучить ребенка работать с карточками, приучить не трогать материал, если это необходимо, бережно относиться к нему, не рвать. Тоже самое я могу сказать и о книгах. И у меня это хорошо получилось.

Что можно делать до года?

1. Я считаю, что главная задача родителей с самого рождения разговаривать с ребенком, описывать ему мир вокруг, не каверкая его, не искажая факты, не сюсюкаясь в стиле: "сматли, кто это у нас тут? а это у нас ав-ав! какой халосенький ав-ав!". Таким образом вы не только установите с ребенком тесный ментальный контакт, но и многому его научите. 

2. Заниматься до года только по карточкам, когда вокруг такой большой мир, он весь новый и весь неизвестный, смысла нет. Поэтому я предлагаю до года сделать упор на накапливание пассивной лексики путем изучения быта вокруг и подкрепления его карточками. Или в некоторых случаях наоборот, изучения карточек и подкрепления его предметами быта. Например, посмотрели на карточке кастрюлю, озвучили, что это, потом пошли и нашли ее на кухне, посмотрели, тоже озвучили, и т.д. Отдельно я предлагаю превратить квартиру в новогоднюю елку.

3. Я считаю, что крайне важно научить ребенка ползать. Об этом я очень много писала в дневнике, например, вот тут и еще много где в постах того периода. Писала о мотивации, о смысле, о подборе поверхностей для ползания и пр.

4. ESP - интуиция. В самом раннем детстве ребенок все чувствует, улавливает настроения и считается, что может даже читать мысли. Поэтому, пока ребенок еще не говорит, очень важно контролировать свои мысли и стараться пребывать в позитивном настроении. Вы можете передавать ребенку визуальные образы, посылать любовь, светлые мысли или просто визуализировать красивые изображения, места, где вы были или хотели бы побывать. В дальнейшем (когда ребенок поползет или сядет), вы можете прятать один из интересующих ребенка предметов под стаканчиком и просить угадать, где он. Наша первая игра выглядела вот так.

5. Прослушивание музыки (легкая, спокойная или веселая академическая музыка, а так же музыка Альфа, о которой я писала в статьях о методе Шичиды, небольшими блоками по 15-20 минут, чтобы не перегружать нервную систему ребенка и не переводить ее в разряд фоновой музыки, когда ее просто перестаешь слышать как производственный шум. Это можно делать с рождения и даже раньше. Кстати, хоть Шичида и Ибука пишут о том, что детям не нужна адаптированная музыка, но я бы посоветовала рассмотреть вариант для новорожденных, где музыка накладывается на стук сердца или кровоток, как его слышат дети внутриутробно, это их успокаивает. Например, мелодии из сборника Happy Baby (можно найти в Контакте). 

6. Прослушивание стихов (в родительском исполнении, можно читать с рождения и даже раньше).

7. Прослушивание иностранной речи в аудиозаписях: сказки, новости, песенки и пр. почти с рождения, небольшими блоками по 15 минут несколько раз в день.

8. Занятия с сенсорными коробками, крупами и другие тактильные игры (под строгим контролем взрослых). Мы начали, когда Алиса еще даже не сидела, я клала ее себе на колено животом вниз, и она шебуршала в подготовленной мной коробке с фасолью двумя руками, вот пост на момент наших шести месяцев.

9. Рисование и проба материалов (около 8 месяцев, наше вот).

10. Чтение книг с крупными картинками (мы начали около 7 месяцев).
А вот так, например, проходил наш день в Алисины пологда.

11. Постепенно ближе к году вы можете начинать показывать признаки предметов, как можно их сортировать по тем или иным критериям, искать пары, группировать птичек с птичками, а цветочки с цветочками, и так далее.

12. Последнее, но самое важное - это необходимость создания в своем доме благоприятной атмосферы для развития, ауры, если так можно сказать. Дружелюбный настрой, родительский пример и любовь - вот, что должен видеть ребенок в кругу своей семьи, он должен понимать, что внутрисемейному климату ничто не угрожает. Ребенок, постоянно пребывающий в напряжении из-за родительских конфликтов вряд ли способен усваивать что-то еще, слишком много энергии тратится на детские переживания, особенно если это касается обстоятельств, на которые он не способен повлиять. Именно поэтому в вашей семье полностью должны быть исключены яркие конфликты, агрессия и ярость, нервозность, а все выяснения отношений перенесены на время детского сна. Находите время обниматься и целоваться при ребенке, говорить друг другу теплые слова, работайте над собой и своими эмоциями, это не только укрепит вашу семью, но и создаст благотворную среду для того, чтобы потом гордиться своим ребенком.

По каждому из вышеперечисленных пунктов я готова говорить очень долго, рассказывая, как все это полезно и правильно, приводя примеры, доводы и ссылки на источники, но, надеюсь, что этого не потребуется)

Резюмируя все вышесказанное

Мое мнение - заниматься надо начинать примерно в возрасте около полугода, на компьютерные показы переходить только к году, чтобы зрение ребенка окончательно окрепло.
Более-менее полноценные занятия по Шичиде начались у нас примерно в год, когда Алиса смогла следовать некоторым простейшим правилам, понимать задачу, например, найти пару, отыскать предмет, найти соответствие и пр. Тогда к просмотру карточек присоединились подобного рода задания, занятия стали более длительными и полноценными.

Тем не менее, мне известно, что в школах Шичиды занимаются даже шестимесячные дети. Кроме просмотра карточек, конечно, они мало что могут делать в этот момент, но вспоминая Выготского с его зоной ближайшего развития, именно это и провоцирует скорейшее понимание происходящего и блестящие результаты. Поэтому я всегда даю задания чуть сложнее, но помогаю Алисе справиться или делаю что-то за нее, но в ее присутствии и с ее непосредственным участием. 

Надеюсь, мой опыт кому-нибудь поможет. По крайней мере, если бы я сейчас воспитывала второго ребенка, то я бы делала все то же самое)

 

2015-11-23 16:51
Макосий Елена
Елизавета, огромное вам спасибо за подробное разъяснение всех моментов данной методики. Моему малышу на днях будет 3 месяца и ваш сайт пришелся как нельзя кстати.
2015-07-02 14:04
Черникова Елизавета
Ирина Шумских, перед тем, как писать подобные комментарии, ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами сайта. Я, конечно, терпеливо отвечаю каждый раз на одни и те же вопросы, прописанные в правилах сайта, но это уже слишком. Меняйте браузер на рекомендованный в правилах, ждите полной загрузки карточек перед тем, как начать презентацию. Почитайте, в конце концов, отзывы, пустые карточки только у вас, это говорит о том, что проблема не в базе, а в настройках вашего компьютера. В любом случае, попытайтесь разобраться в ситуации перед тем, как бросаться пустыми обвинениями.
2014-05-03 17:40
Ирина Шумских (Марьяновская)
ЗА ЧТО БЕРЕМ ДЕНЬГИ? 70 процентов КАРТОЧЕК БЕЗ КАРТИНОК! очень разочарованы!
2014-04-03 17:19
Natalja Losak
я подписана на блог папы, чья дочка посещает школу Шичиды с 6 меясцев. Вот его последний пост. Может быть, будет интересно,
http://doctoringparenting.wordpress.com/2014/04/03/shichida-classes-9-months-on/
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru