АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Шичида: детали. Цепочка памяти-2 (шпаргалка)

Еще раз расскажу об этой мнемотехнике, так как снова и снова я получаю множество вопросов.

Я однажды уже очень подробно рассказывала о ней и даже показывала видео вот здесь.

Сейчас я расскажу о другой стороне наших занятий: о том, как придумать хорошую нелогичную историю)

Мы с Алисой сейчас сидим на тридцати карточках. На момент написания поста ей 2,1 год. Заниматься начали около полугода назад, вводили игру постепенно сначала нерегулярно, затем все чаще, и только недавно игра прочно заняла свое место в наших занятиях. 

Поначалу мне было очень трудно, даже 10 карточек я подбирала заранее, выстраивала их в нужную цепочку, чтобы потом бегло рассказать историю. Теперь я просто беру большую стопку и рассказываю.

Весь секрет в глаголах-связках. Обычно поначалу у большинства людей глаголы не сильно выходят за рамки скромного набора вариаций на тему "пошел/пришел", "увидел", "прыгнул", "съел", "посмотрел", "позвал", "сел", "начал" и т.п. В лучшем случае мы вспоминаем спасительный глагол "превратиться", и в итоге у нас все во всех превращаются. Как результат, история рождается в муках, а ребенку мешают неловкие паузы и родительское мычание над карточкой.

Но стоит вспомнить глаголы посложнее и с более узким значением, как цепочка начинает блистать своей абсурдностью. Вот пример нескольких таких глаголов:

- намылить, развернуть, лечить, учить, побрить, потереть, намазать, разбудить, клюнуть, обмотать, связать, сломать, закутать, затолкать, купить, починить, потерять, связать, натереть, отругать, ползти, забыть, терять, раскрасить, залезть, сшить, понюхать, расцвести, поливать, ужалить, забодать, заморозить, жениться, переодеться и пр. 

А применять, естественно, это нужно в самых нелепых связках. Можно намылиться апельсинами, починить небо, намазать штаны на бутерброд, связать машину, заморозить море, завернуться в ковер или раскрасить солнце.

Кстати, пока для составления историй мне больше всего помогает начинать рассказ с одушевленного предмета и со слова "однажды". 

Вот пример наших историй:

e2544bc0b559ee8aab79b2f0ba9aa203.jpg Однажды гиена покрутила глобус и решила поехать в гости к слону, чтобы научить его стучать карандашами по барабану. Она взяла с собой немного желудей, завязала на шее красивый бант, надела на лапы бахилы, и отправилась в путь. И вдруг она услышала, как кто-то играет на арфе, и она вспомнила, что ей надо сесть на велосипед и поехать на гору, чтобы забрать вешалку у своего друга гуся, который любит есть баклажаны и смотреть по телевизору балет. Она хотела надуть мячик, завернуться в шторы и попрыгать по ковру, как вдруг увидела на дороге корзину, в которой сидела горилла и ждала автобуса, чтобы поехать к фонтану и покрасить его валиком в разные цвета. Но автобуса все не было, поэтому она решила покрасить небо, достала зонтик, и вдруг оттуда посыпались апельсины прямо на бегемота, который испугался, залез в скорлупу и превратился в тыкву.

6985a8a0c452c90aa92d6eaad6100506.jpg

Однажды поросенок проснулся в своей кровати и увидел рядом с собой карусель. Он надел свое платье, залез на нее и начал кидаться арбузами в льва. Лев так испугался, что выбежал в дверь, залез в коробку, надел каску и начал блендером вкручивать лампочку в потолок. Как вдруг прибежал лемур, взял фотоаппарат и начал фотографировать, как яйца катаются с горки, а внизу их ловит олень, чтобы осенью отнести их в лес, а потом взять ножницы и отрезать молнии, которые громко грохочут и мешают ему качаться в кресле и прикладывать к уху ракушку. И тут прилетел скорпион, залез в экскаватор и попросил принести ему юлу, положить ее в банку, посыпать сверху виноградом и отдать крокодилу, чтобы он больше не пел в микрофон песню про то, как он трет на терке утюг.

И нет, я не сумасшедшая)

В общем, все приходит с практикой. 

В эйдетике (по-другому, фотопамяти), чтобы вызвать зрительный образ, завпечатленный в памяти, используется похожая методика. Часто рекомендуют не просто связывать слова, как это делаем мы, но и повторять слово, чтобы не путать не путать слова местами и не сбивать цепочку.  

Принцип построения истории при этом такой: "Тушканчик нашел книжку, в книжке был рисунок, на рисунке была кастрюля", и доктору Макото Шичиде этот метод, естественно, был известен, он пишет о нем в своей книге "Science of intelligence and creativity". Однако, как мне показалось, когда он говорит о том, что слово А должно быть связано с Б, Б с В, а В с Г, он имеет ввиду именно смысловую связку, а не повторение. В своей книге "Shichida Method" приводится пример без этих связок, по тому принципу, по которому занимаемся мы. На мой взгляд, какой способ избрать - личное дело каждого, стоит попробовать и тот и другой и выбрать для себя наиболее удобный.

Считается, что о фотопамяти можно говорить тогда, когда ребенок может посмотреть на цепочку из 40-50 карточек в течение 20 секунд и затем без проговаривания истории восстановить ее.

И еще. Исключительно мое мнение, но я считаю, что ребенок должен знать реальное положение вещей перед тем, как вы начнете с ним играть в эту игру. То есть, если в истории бабочка съела дерево и упала на небо, то ребенок должен четко понимать, что бабочка не может съесть дерево, а дерево не может упасть на небо. Ребенок должен быть знаком со всеми предметами из рассказа и знать их свойства. Иначе эта история может повлиять на мировосприятие ребенка, исказить представления о мире.

Удачных игр!

2014-10-08 00:36
Лысцова Ирина
Очень нужный для меня пост, спасибо вам.... Вы меня вдохновляете на маленькие подвиги. Давно меня мучает вопрос. Допустим рассказ составить по ходу получилось, фантазия работает :) но вот повторить этот же рассказ не получается. Память у меня очень не важнецкая... И сам рассказ могу забыть и расположения карточек. Или это проблема только у меня?
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru