АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Наш план занятий по Шичиде от 2 до 3 лет

После двух наша программа занятий постепенно поменялась. Это произошло из-за появления у ребенка такого феномена, как речь, ну и из-за некоторых изменений в особенностях поведения))

Надеюсь, вы меня простите, что в посте не очень много изображений, которые помогли бы в более наглядном восприятии информации.
 
Небольшое вступление
Говорит Алиса превосходно, помню, что еще в полтора я даже помыслить не могла, что всего через каких-то полгода она будет выдавать мне взрослые рассуждения, речевые обороты и клише. Сейчас Алиса не молчит никогда, каждое ее действие имеет сопровождение с описанием, если описывать надоедает, она поет, если надоедает петь, она читает стихи, придумывает диалоги игрушкам, проговаривает будущие возможные сценарии диалогов с бабушками/дедушками/папой и т.д. В общем, крайне болтливый ребенок у меня)))
Все это я рассказываю к тому, что некоторые наши игры обусловлены именно речью, поэтому не спешите срочно делать упор на те же пункты, что делаю я, если у вас пока не так.
 
Предыдущий план занятий, который я публиковала в Алисины 1,4 можно посмотреть здесь. А здесь вы можете увидеть примеры наших занятий по этому плану: первый и второй. Хочу заметить, что ничего принципиально нового в наших занятиях не появилось, просто одни задания отошли на второстепенный план, другие вышли вперед, а также изменилась длительность занятий.
Из-за того, что Алиса теперь много времени уделяет ролевым играм, отвлечь ее на занятие стало сложнее. А провести его так, чтобы оно не было прервано внезапным срочным внеплановым кормлением изголодавшейся куклы или мытьем жирафа, или еще чем-нибудь таким срочным и важным, и того сложнее. Поэтому время занятий сейчас сократилось. Это временная мера, но вынужденная. Пока я думаю, как мне обеспечить Алису свободной зоной от игрушек и отвлекающих элементов, наше ежедневное занятие выглядит так:
 
1. Музыка Альфа
Музыку Альфа я загружаю из Контакта. Для занятий у нас используется Steven Halpern, Jeffrey Thompson, Liquid Mind, Deva Premal и некоторые безымянные композиции, которые входят в сборники для йоги, например, "Твоя Йога". 
 
2. Шар энергии
Делаем все так же. Алисе упражнение нравится, часто делает сама, но я помогаю, чтобы было больше динамики.
 
3. Дыхание
Дышим без ухищрений в виде осьминожек, перышек и прочего. Просто дуем друг на друга, иногда задумаем свечи, прошу повторять за мной. Какие-то особые техники дыхания пока не вводили, это все будет позже.
 
4. Флеш-карты
Быстро делаем разминку для глаз каким-нибудь ярким предметом, и приступаем к просмотру. Просмотр карточек полностью с компьютера, с нашего сайта www.supermom.ru. Смотрим 200 карточек за раз. Иногда, если чувствую, что 200 не осилим, уменьшаю на несколько десятков.
 
5. Мандалы
Все еще показываю одну из двух мандал, а затем обе, и прошу выбрать, какую она уже видела прежде. Попадание почти 100% даже в сложных детальных мандалах. Показываю от 5 до 10 штук за раз. Отдельно от занятия по Шичиде мы потихоньку учимся раскрашивать настоящие мандалы, когда я демонстрирую цветной вариант, а ребенку надо отметить на листе с контуром, что он запомнил. Когда я пойму, что Алиса готова, заменим это упражнение или просто добавим к текущему.
 
6. Цепочка памяти
Цепочка памяти идет у нас на ура. Она проходит под кодовым называнием "смешная история", Алиса неизменно берет с собой слушателя в виде какого-нибудь зверя и усаживает рядом. Сейчас мы дошли до 30 карточек. Я раскладываю их рядами по 5 штук. Иногда историю рассказываю однократно, иногда дважды. Последние разы меня приятно удивили, Алиса находилась в прекрасном расположении духа и первые 15 карточек рассказала сама вместе со всеми связками, я ни разу не подскзала и вообще не открывала рот. Дальше немножко сбилась, но связующие слова помогли, и она так же прекрасно закончила ее. 
Уточню, так как это частый вопрос. Алиса прекрасно понимает, что вся рассказанная мной история - абсурд. Она смеется, а я делаю интонационные закладки, которые заменяют что-то вроде "Нет, ну ты представляешь, кабан рисует апельсинами змею, замотанную в макароны! Подумать только!" Я не готовлю истории заранее, как раньше, теперь я прокачалась, и могу нести любой бред не останавливаясь) Все приходит с опытом)))
Как мы делали цепочку памяти в 1,9 лет я показывала тут.
Вот так от 15 карт в 1,9 лет мы прыгнули к 30 к 2,1 году при не самых регулярных занятиях (декабрь вообще прошел у нас под девизом ничегонеделания в плане занятий): 
bc109b67e4861b9a3c0a4eca68e69b3e.jpg
cc3b8d94944aa62096b2c3337c525f59.jpg
 
7. Сетка памяти.
Вот что не идет, то не идет. 6 карточек - это лучшее, что мне удалось от нее добиться, и то в самом лучшем ее расположении духа и с одной ошибкой. Но я не думаю, что при ее памяти, дело здесь в неспособности запомнить положение 6 и даже 4 ячеек. Дело в чем-то другом. Не оставляю попытки, потому что помню, что тоже самое было у нас несколько месяцев назад с мандалами. Процент попадания был минимальный, а потом оказалось, что она неправильно меня понимает. 
 
Так выглядит наша ежедневная программа-минимум. 
Один-два раза в неделю мы проводим более масштабные занятия, где помимо этих пунктов у нас добавляются различные пазлы, головоломки, естествознание, маленькие настольные игры типа "найди пару" или "лото", сенсорика (например, запахицветовосприятие, тактильный поиск), воспоминания и воображениетанграм.
Сейчас я уже не успеваю делать материал в таких объемах, поэтому я просто использую страницы из различных пособий. 
 
- Если мне нужно сделать проводилку, я быстро рисую ее сама на листе А4 или использую пособие "Простые Лабиринты" (вот тут 12-м пунктом). 
 
- Если нужно занять эфирное время разноформатными головоломками, я использую книгу головоломок Таро Гоми, гору покупных пазлов и настольных игр. 
 
- В качестве поисковых игр отлично идут книги "Найди и покажи" (вот тут 3 и 4 пункт). 
 
- Если на задания по естествознанию не хватает времени, то изучаем страницу энциклопедий с окошками из этого же поста и подкрепляем каким-нибудь действием. Например, в энциклопедии о стройке бульдозер ломает старый дом. Берем бульдозер (или что там есть) и радостно крушим домик из лего, вывозим строительный мусор, выравниваем площадку под строительство.
 
- Последнее время мне понравилось использовать "Чудо-наклейки" Мориса Пледжера (в Лабиринтев Ридев Озоне), так как они сочетают в себе сразу и занятие по естествознанию, и поиск соответствия, и мелкую моторику. Выдаю Алисе по одной странице за раз: ищем, клеим, обсуждаем, проговариваем.
 
- Использую самодельные материалы (выкладываю здесь), а теперь на сайте появился раздел "Делимся материалами", откуда можно скачать кучу материала для занятий. Кстати, если берете, не забудьте положить что-нибудь в копилочку, если попадется на глаза)
 
- Часто в ход идет кукла на руку, которая просит Алису что-то сделать. Например, выбрать из нескольких пластиковых букв нужную и дать ей. 
 
- Очень здорово, если удается уговорить Алису что-либо сделать левой рукой или придумать игру, где задействованы обе руки сразу. Например, хорошо у нас пошла забава, когда по очереди мы делаем "бутерброд" из наших рук так, чтобы руки чередовались: ее и мои. Тот, у кого рука оказалась в самом низу, должен вытащить ее и положить сверху. Чем быстрее это делать, тем лучше. А еще можно играть в ладушки или даже рисовать двумя руками одновременно. 
 
На всякий случай, если вы вдруг не видели, вот тут много ответов о методике, почему и зачем делаются те или иные упражнения, которые на первый взгляд могут показаться глупыми или неэффективными.
 
И еще. Напомню, что смысл методики не столько в самих заданиях и даже не в том, насколько успешно ребенок в данный момент времени способен эти задания выполнить, а в регулярной смене деятельности. То есть, во время занятия ребенок постоянно переключается с одного вида деятельности на другой, и чем быстрее, тем лучше, решает разные задачи - это и удерживает его в правом полушарии, и именно к этому следует стремиться. Сейчас во время полноценного часового занятия у нас происходит смена примерно 25 видов деятельности. В школе Шичиды примерно столько же или чуть больше, а у Хегуру счет доходит до 70, хотя они работают с более взрослыми детьми.
 
 
Вот кое-что, что завпечатлилось из наших разных занятий:
 
ee9ebbfd63370b30711659bc0deb1c9d.jpg
9decd2031d1d56c1a93211726556d17c.jpg
0c83a0dab939b9a515411657fe2d2db4.jpg
a71c7aa1206583e3187bc51084e5e07d.jpg
424adaac048cdfc39cd26c55ea555e9e.jpg
 
Помимо занятий по Шичиде у нас есть ряд занятий, который никуда не вписывается и проделывается отдельно. Не подумайте, что это строгий план, но чаще всего так просто получается. Что-то происходит ежедневно, а что-то только пару раз в неделю:
 
- Чтение 3-5 книг
- Конструирование (различные виды, как из конструктора, так и из подручных материалов)
- Сенсорная коробка
- Аппликация
- Лепка из пластилина
- Обычное рисование
- Рисование необычными предметами и/или по необычным поверхностям (яблоком, пробкой, ватной палочкой, валиком, вилкой... по льду, ткани, гофрокартону и пр.)
- Масштабное рисование (когда на полу расстилается много бумаги. Я использую икеевские рулоны)
- Естествознание (изучение окружающего мира, в том числе георгафии)
- Физминутка (ролики, прыжки на матах и пр.)
- Занятия с элементами программы Монтессори: налить чай, накрыть на стол, разложить щипцами (и др. занятия на моторику)
- Упражнения для укрепления мышц языка (поднять вверх к носу, опустить к подбородку, поболтать языком, поцокать и пр.)
- Пение. Мы с мужем совсем не музыкальные, и долгое время Алиса совсем не пела. Но потом мы стали рассказывать ей истории и ставить песенки, и вдруг она запела. Сейчас наш хит - песенки из "Бременских музыкантов". А мы стараемся всячески поддерживать ее новый интерес.
- Прослушивание академической музыки и английских аудиозаписей.
 
Сейчас в планах на ближайшие полгода подготовить почву и более серьезно заняться музыкой и изучением языка. 
 
Вот, например, кое-что о нашем необычном конструировании и рисовании:
4c9274bf2abc46fc8084bcbaee1416c9.jpg
21b29d2771dff21a80736162cd7f0aba.jpg
2bdd3f2a18ea5a33a426f69cdd6e8b76.jpg
А это девочка. Голова, туловище, руки, ноги и волосы. В руке у девочки что-то есть, уже не помню, что. А стоит она на травке. Лицо тоже есть, но рисунок был широкой кистью)
f8263ce7a1598b1c6bc5b19c79a4e5de.jpg
39dcb87a8833b0a75d24cfbfd6a4ce2c.jpg
 
Вот как-то так) 
2014-02-25 22:09
Апселямова Галия
Лиза, спасибо Вам большое за прекрасную подачу материала, все очень интересно!
2014-02-25 11:26
Федорова Лилия
Лиза, спасибо!

Мой малыш еще маленький, но я уже с удовольствием читаю Ваши посты, предвкушая будущие занятия! Полезно)
2014-02-24 05:51
Galina Lapteva
Спасибо за подробное описание занятий! Скажите, пож, что за цветовые карточки вы используете (они есть на одной из Ваших фото) и на последней фото довольно интересные радужные краски - можно узнать их название?
2014-02-23 01:43
Поліщук Юлія
Спасибо огромное за детальное описание, очень она помогает в подготовке наших занятий!!! Особенно спасибо за фото с Алисой, очень интересные идеи и красивые фото!!!
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru