АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Шичида: детали. О танграмах.

Очень много вопросов последнее время приходит о подаче материала для занятий по методике Шичиды. Я отвечала каждому по отдельности, а в итоге решила написать небольшие посты с разъяснениями.

Начну с такого пункта в занятиях, как танграм.

Шичида: детали. О танграмах.

Кстати, если вы не занимаетесь правополушарным обучением, но занимаетесь развитием своего ребенка, то прочитайте все равно, так как штука полезная, и в нее не обязательно играть только в рамках занятия по Шичиде.

В оригинале танграм - это головоломка, состоящая из семи плоских деталей. Складывая детали танграма, можно получить условные силуэты разных предметов, животных, людей или фигур.

Нашим бабушкам и дедушкам тоже знакома эта игра, в советские времена она проходила под кодовым названием "Пифагор". Но будем называть его танграмом.

Если рассматривать танграм с точки зрения его значения для развития личности, то он учит комбинаторике, восприятию величины, формы, цвета и образного мышления. То есть, очень важен)

Изготовить оригинальный танграм очень просто даже своими руками. Его можно вырезать из цветного картона или фанеры. У нас сейчас танграм, вырезанный из пенки (на заглавном фото) - не слишком долговечный, но мягкий и шершавый.

Вот схема для изготовления:

Шичида: детали. О танграмах.

Что делать с этими деталями?

В гугле можно найти множество схем для сбора картинок просто по запросу "Tangram". Вы удивитесь, сколько всего можно собрать всего из семи деталей. Вот один кро-о-ошечный пример:

Шичида: детали. О танграмах.

Если заморачиваться с распечатками и вырезанием не хочется, то проще танграм купить. Во-первых, он будет деревянный и тяжелый, а как следствие более долговечный, а элементы не будут расползаться при малейшем движении. Во-вторых, к нему будут прилагаться карточки со схемами.

Шичида: детали. О танграмах.

Рекламировать никого не буду, но найти его нетрудно на сайтах, предлагающих игры, при этом вариаций масса.

Как вариант, есть игра с различными уровнями сложности для айфонов и айпадов (и, наверняка, если покопаться, то и для других платформ что-то найдется). Ссылка вот.

Шичида: детали. О танграмах.

Когда играть?

Стоит отметить, что игру стоит вводить в занятия постепенно по мере взросления ребенка. Начать можно всего с двух-трех элементов, составив, например, домик.

Как мне кажется, такие простейшие вариации стоит пробовать не ранее 1,8. Конечно, всегда может оказаться, что ваш карапуз уже готов играть в подобные игры в 1,3 или не готов в 2,5, в этом нет ничего страшного, просто вводите игру постепенно, заинтересовывайте, делайте все, как вы делаете всегда.

Как играть?

Я бы предложила детям в зависимости от возраста такие уровни сложности:

1. Составить фигуру заранее на листке бумаги, обвести ее карандашом, показать ребенку, убрать, а затем предложить разместить обратно по контурам.

2. Если предыдущий вариант все еще сложен, можно также заштриховать контуры карандашами нужных цветов, чтобы ребенок просто искал соответствия.

3. Составить свою фигуру из одного комплекта. А из другого попросить ребенка составить рядом точно такую же. Вместо второго комплекта можно использовать заранее подготовленную карточку с изображением.

4. Составить свою фигуру (или заранее подготовленную карточку с рисунком), показать ребенку и убрать. Попросить ребенка по памяти составить точно такую же.

5. Предложить самостоятельно придумать и собрать фигуру на заданную тему или без.

А что еще?

На самом деле танграм - не единственная игра, которая способна развить правое полушарие. Если у вас нет танграма, если ребенку он не нравится, если вам он не нравится, то его всегда можно заменить. Или просто добавить к танграму еще что-то для разнообразия.

Максимально близкие игры к танграму по внешнему исполнению - это блоки Дьенеша. Принцип, в целом, похож, но в наборе предлагается уже 48 различных фигур для составления композиций.

Шичида: детали. О танграмах.

Есть еще палочки Кюизенера. Все тоже самое, только составлять композиции предлагается из множества палочек разной длины и разных цветов:

Шичида: детали. О танграмах.

На самом же деле, совершенно нет никакой необходимости пользоваться максимально похожими на танграм пособиями. Любые конструкторы типа Лего развивают все те же навыки у ребенка и вполне могут использоваться как дидактический материал. Особенно, если вы вывалите на ребенка не всю кучу, а будете придерживаться принципов игры в танграм, описанных выше.

Вообще, я считаю, что обилие конструкторов - это хорошо. Особенно, если научить ребенка в него играть. Это целый новый мир. И не просто мир, это мир трехмерный! То есть он учит воспринимать предмет глубже, а не только на плоскости.

Шичида: детали. О танграмах.

Что касается занятий по Шичиде, то тут надо отдавать себе отчет, что масштабные игры в конструктор должны идти отдельно, а во время занятия должны проходить игры-минутки, то есть детали должны быть заранее отсортированы вами, а иначе в том же Лего придется пускать в ход человечков и прочую утварь, и занятие будет сорвано)

Вариаций конструктора может быть большое количество. Сейчас в продаже есть магнитный конструктор, например, Magformers. Очень удачный вариант.

Шичида: детали. О танграмах.

В качестве сноски. Внимание! Если вы сомневаетесь, способен ли ваш ребенок проглотить мелкие детали, не покупайте ему магнитный конструктор с металлическими шариками. Это очень опасно! Вышеупомянутый конструктор к данной категории не относится.

Далее, по мере взросления ребенка, можно добавлять все новые и новые детали. Вот прекрасное продолжение игры с танграмами для ловких ручонок:

Шичида: детали. О танграмах.

И чем дальше, тем сложнее:

Шичида: детали. О танграмах.

И сложнее:

Шичида: детали. О танграмах.

И в итоге, к старшему детскому возрасту я бы привела все это постепенно к сложным пространственным пазлам и складыванию оригами (без отказа от самого танграма), но как результат великолепного пространственного мышления вкупе с развитой моторикой:

Шичида: детали. О танграмах.

Надеюсь, у меня получилось донести идею о том, что любой пункт занятий можно трансформировать: упрощать, усложнять, менять форму и вид подачи, развивать тему не только вертикально, но и горизонтально, сохраняя при этом саму идею и придерживаясь той области, которую мы планируем развить в своем ребенке.

Если материал оказался вам полезен, по мере возможностей могу разобрать каждый из пунктов правополушарного "меню". Спасибо за внимание, продуктивных вам занятий!)

2015-09-10 16:25
Савельева Катя
Елена Астахова, не открывается Ваша ссылка!
2014-02-06 01:45
Елена Астахова
Добрый вечер, Лиза! Спасибо за интересный материал. Нашла интересную книгу по Танграму для малышей. В ней схемы для складывания от 2 частей до 7 со стихами и яркими картинками. Может быть будет интересно...http://files.mail.ru/3FE8F2487BBF4E81A539067C7E1C6BB9
2014-02-02 22:05
Прохорова Елена
Подскажите, а кубики Никитина можно отнести к подобным?
2014-01-25 15:00
Храмкова Любовь
Спасибо большое, Лиза! Очень интересный и полезный материал, как впрочем все на Вашем сайте! Буду ждать новых подробностей о других пунктах) Мы с моим малышом совсем недавно начали заниматься по Шичиде, т.е., конечно пытаться заниматься)) все охватить пока сложно, но стараемся хоть что-то делать, ваши статьи заряжают нас энтузиазмом! Не перестаю удивляться, какая же Вы неутомимая и креативная мама!
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru