АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Много ответов о методике Шичиды в моей интерпретации.

Мне постоянно пишут письма с вопросами и уточнениями о методике Шичиды. Можно ли разбивать занятие? Обязательно ли демонстрировать именно 100 карточек? Зачем нужно дышать? Можно ли исключить элементы медитаций, так как эти упражнения носят эзотерический характер? Можно ли показывать карточки медленно? Как готовить материал? Можно ли пропускать занятия? Как часто можно повторять карточки? Как я занимаюсь с Алисой? И многое-многое другое.

Все эти вопросы произрастают от непонимания сути методики. Я попробую объяснить, как понимаю ее я, и ответить на наиболее частые вопросы.

 Для начала, на всякий случай еще раз:

О методике можно почитать тут.

Расслабление. Медитации. Дыхание. Эзотерика или нет?

Начну с того, что расскажу, что правое полушарие мозга  это абсолютно безмятежная область. В нем нет анализа, а следовательно и нет негативных эмоций. Это состояние остановки внутреннего диалога. Взрослые люди по разным причинам годами добиваются таких состояний, медитируют, изучают методики, уезжают в Тибет. А дети просто пребывают в этом состоянии, для них это норма. Именно поэтому, чтобы сдвинуть мышление в сторону правого полушария, требуется достичь расслабленного и уравновешенного состояния, пребывать в полном покое. Поэтому во всех книгах Шичиды многократно повторяется, что заниматься с ребенком надо только тогда, когда он не испытывает напряжения. И именно поэтому Шичида предложил несколько игр-минуток для успокоения. Если ребенок напряжен, он не сможет эффективно обращаться к правому полушарию, и все попытки заниматься будут тщетны.

Уход в правое полушарие практикуют йоги, шаманы, эзотерики, спиритисты, буддисты и многие другие. Любое кульминационное состояние, будь то транс, состояние эйфории, отключение внутреннего диалога, расслабление, медитация, многочасовое чтение молитв, нирвана  это ни что иное, как полное отключение левого полушария мозга и переход в доминирование правого полушария. Именно там отключается логика, уходят проблемы, там спокойно и безмятежно. Но не бойтесь, нам с вами не надо погружать ребенка в транс и уводить под доминирование правого полушария, нам надо лишь найти баланс между двумя полушариями, чтобы точка восприятия ребенка была не в левом полушарии, а ровно посередине между ними. До шести лет эта условная точка находится в центре, но постепенно сдвигается влево. Поэтому нам с вами надо построить мост между двумя полушариями, закрепить связи. Первый шаг к этому дыхание, созерцание воды или огня, успокоение нервной системы. При ровном и глубоком дыхании кровь насыщается кислородом, что успокаивает нервную систему ребенка и увеличивает альфа-активность. Также альфа-состояний можно добиться при визуализациях и прослушивании определенной музыки. Поскольку дети итак находятся в альфа-состоянии большую часть времени, наша задача только поддержать его, создав идеальное партнерство полушарий. 

Зачем нужны мандалы?

Мандала - это такой вид рисунка, который проще всего НЕ анализировать. Он не содержит фактически никакой информации, кроме геометрических форм, он симметричен, и поэтому не отвлекает на поиск балланса изображения. Именно поэтому мандалы так часто применяют для сосредоточения и расслабления, добиваясь с их помощью определенных состояний сознания. 

В играх Шичиды на раскрашивание мандал используются именно они, так как в них нет никакой логики. Скажем, если дать ребенку обычный контурный рисунок, и попросить раскрасить по только что продемонстрированному образцу, то его мозг начнет анализировать изображение, присваивая ему "нужные" цвета, его внутренний настрой собъется. Так, для солнца он непременно выберет желтый, а для черепашки зеленый. 

Ваш мозг генерирует различные комбинации волн, зависящие вида деятельности, в которую он вовлечен. В результате напряженной концентрации внимания на простом узоре мозг начинает вырабатывать медленные альфа-волны. Они могут быть обнаружены и измерены с помощью датчиков биологической обратной связи и свидетельствуют о расслаблении одного или обоих полушарий мозга. Это происходит и при концентрации на мандале (я здесь говорю о взрослых практиках, но принцип, думаю, понятен). 

Зачем демонстрировать карточки в быстром темпе?

Рассмотрим эту ситуацию, когда ребенку в очень быстром темпе демонстрируют карточки. Полсекунды на 1 карточку. Мозг ребенка не успевает воспринимать эту информацию и отдает команду организму "строить связи", чтобы иметь возможность успевать за подобной демонстрацией и затем с легкостью извлекать из правого полушария заложенные туда знания. Могу привести аналогичный пример. Вы идете в спортзал и даете организму существенную нагрузку. Ваши мышцы не готовы к такой стимуляции и отдают команду организму строить новый материал. Вспомните, как быстро можно обрасти мышцами при активных занятиях спортом. Наш организм очень умен и податлив, точно так же "заточка" мозга идет очень быстро, особенно у маленьких детей. 

Вы никогда не отгадывали кроссворды? Когда впервые после длительного перерыва берешь в руки кроссворд, то его решение дается с трудом. Но стоит провести в обнимку с кроссвордами пару недель, вы будете их щелкать как орешки. Уверена, вы сможете привести кучу аналогичных примеров из повседневной жизни.

Кстати, мы тут с вами говорим о детях, а ведь и у взрослых людей постоянно идет процесс отмирания нейронов головного мозга. Поэтому, чтобы к старости сохранить ясность ума, человеку ежедневно стоит нагружать свой мозг, чтобы поддерживать его в тонусе. С этой задачей справится чтение книг и элементарные приложения для телефонов, где вы сможете порешать логические задачки, потренировать память и реакцию.

Почему не существует аналогов этой методики, раз она такая эффективная?

На самом деле аналоги существуют, и их очень много. Только для детей есть школа Хегуру  фактически брат-близнец школы Шичида, она успела раньше добраться до Америки, и теперь набирает там обороты. Так же есть чисто западная компания Твидл Винкс, построенная абсолютно на тех же приемах.

Вообще, существует множество мнемотехник для взрослых, а также техник развития творческого потенциала и интуиции. Если почитать, то окажется, что все они основаны на погружение в правое полушарие, на смещении баланса в правую сторону. И эти мнемотехники работают. Недавно я читала, как юноша попал в книгу рекордов России, запомнив шесть с лишним тысяч знаков после запятой у числа Пи. Он занимался по мнемотехникам, а впоследствии разработал и свою собственную. Во всех этих техниках есть и медитации, и связывание через абсурдные истории, и многие другие упражнения, которые чем-то напоминают игры Шичиды. Если почитать отзывы о различных мнемотехниках для взрослых, то станет очевидно, что да, это работает. Метод Макото Шичиды  это не что иное, как перечисленные выше техники, разработанные и адаптированные специально для детей.

Методика очень сложна в исполнении, как находить такое количество материала и не сойти с ума?

Это все сложно ровно до тех пор, пока у нас нет инструмента для занятий. Математические формулы тоже были сложны до тех пор, пока не появился компьютер. Как только все заинтересованные в этой методике получат ресурс, где для того, чтобы подготовиться к занятию с ребенком, достаточно будет просто включить презентацию и продемонстрировать ее ребенку, а остальные материалы загрузить и распечатать на принтере, методика тут же станет простой и будет занимать не более 15 минут в день. Один-два раза в неделю можно будет готовить более объемные занятия  на 40-60 минут, но это не будет казаться непосильной задачей. 

Не наскучит ли методика ребенку своим однообразием?

Весь метод Шичиды построен на многообразии материала. Именно поэтому материалы не должны повторяться. Ребенку не надоедает каждый день читать или играть с одной и той же куклой. Так почему ему должно надоесть каждый день смотреть карточки, которые к тому же никогда не повторяются? Тем более, что просмотр карточек занимает не более минуты, а все остальные занятия  по минуте. Ребенку просто не успевают надоедать такие занятия из-за регулярной смены деятельности. Если ребенок начал скучать, то это проблема родителя, который делает что-то неправильно, и который просто не может найти подход к своему ребенку. В школе он будет ежедневно выполнять почти одинаковые задания, но никто не переживает, что ему это наскучит. Более того, ничто не мешает вам включать в свои занятия короткие активити на любую тему, о которой вы хотите рассказать малышу, а вне занятий заниматься творчеством, подключить методику Монтессори, читать книги - именно так мы и делаем. Я никогда не следую слепо одному методу, я выбираю лучше на мой взгляд для своего ребенка. Я понимаю, что сейчас слишком рано говорить о результатах, но даже со своим ребенком я отчетливо их вижу. Посмотрим, что из этого получится.

А где гарантия, что к школе все дети не выровняются и результат не пропадет?

Конечно, чтобы добиться любого результата, нужно работать. Чтобы научиться кататься на коньках или играть на музыкальном инструменте профессионально, нужно полжизни посвящать этому занятию. По-другому не бывает. Существует правило десяти тысяч часов - именно столько времени надо посвятить деятельности, в которой человек хочет стать профессионалом. Стимуляция мозга нужна всегда. Если походить в спортзал, подтянуть фигуру, нарастить мышцы, а потом перестать заниматься и поддерживать фигуру, то очень скоро можно вернуть прежнюю форму, растекшись по дивану. Мозг можно сравнить с точно такой же мышцей. Даже при достижении ребенком шести лет, его не надо бросать на произвол судьбы и отдавать в руки учителей в надежде, что его там чему-нибудь научат. Для взрослых детей есть масса увлекательных (действительно очень увлекательных) игр на развитие и поддержание в тонусе правого полушария, к ним уже не надо будет готовиться так тщательно, просто закреплять результат.

Многие говорят, что к школе все выравнивается. Это не так. Всегда в классе кто-то учится лучше, а кто-то хуже. Кому-то все дается легко, а кто-то зубрит в поту. Во многом это результат того, что успели заложить родители в своих детей в раннем детстве.

В чем принципиальная разница между методом Шичиды и другими методиками, в частности занятиями по тематическим неделям?

Методика Шичиды построена не на логико-знаковом мышлении, на котором построено подавляющее большинство существующих методик. Исключения сделаю лишь для Монтессори, Лупан и Ибуки (хотя последнее по сути и не методика, а наводка на других авторов): у них развитие сенсорное, многогранное, я бы сказала, что это прекрасное дополнение к Шичиде. Методика Шичиды построена на развитии другого типа мышления. Она дает возможность открыть потенциал. Подробно об этом я уже писала неоднократно. 

Кстати, насчет тематических недель. Не все тематические недели одинаково полезны. У ребенка должна быть жажда докопаться до истины. К сожалению, некоторые мамы так увлекаются, преподнося своему ребенку всю информацию на блюдечке, что убивают в нем это чувство молодого исследователя, чувство дерзновения, ухудшается работа фантазии. У ребенка должно быть свободное от информации пространство, чтобы он мог задать вопрос. Именно этим мне нравится метод Шичиды. Вы не заставляете ребенка учить. С помощью методики он сам научится запоминать большие объемы информации и выберет, что именно ему нужно.

А чем вам не нравится Доман? У них с Шичидой все очень похоже.

Методика Домана основана на регулярном повторении, и даже несмотря на достаточно высокий темп показа, хотя и медленнее, чем у Шичиды, заучивание происходит с помощью регулярных демонстраций одного и того же предмета. Хотя и есть мнение, что Доман  это также правополушарная методика, по этому поводу ведутся дебаты. Такая методика, на мой взгляд, так же не способствует развитию творческой жилки, после нее у ребенка не остается вопросов, он просто выучивает бесстрастные факты и зачастую у него притупляется любознательность и желание самостоятельно познавать мир. Для меня это еще один шаг в сторону Шичиды. Ребенок - не компьютер, в который нужно наставить программ, чтобы решать задачи. Ну и, конечно, методика Домана подразумевает многократные занятия в течение дня, часто в перерывах мама может просто не успеть погулять с ребенком или заняться другим, не менее важным, творческим, сенсорным и эмоциональным развитием. Ну и еще один момент. Шичида стимулирует познание через игры, в то время как Доман исключительно через карточки. Хотя все, наверняка, знают, что лучше всего ребенок учится тогда, когда ему интересно, то есть в процессе игры. Еще раз повторю, что это исключительно мое мнение.

Есть ли еще авторы, которые пишут о правом полушарии? 

Авторов очень много. Думаю, многие мне еще неизвестны. Как я уже говорила, большинство мнемотехник (техник развития фотопамяти), техник развития творческого потенциала и интуиции основаны именно на этом. 

Методу Шичиды действительно более 40 лет. Однако доказательство функциональной асимметрии полушарий мозга принадлежит американцу доктору Роджеру Сперри. В 1981 году он получил Нобелевскую премию за свое открытие. Однако, еще за многие века до открытия во всем мире существовали поверья и предположения на счет различной специализации полушарий мозга. Считается, что о различиях между правым и левым полушариями головного мозга первым заявил еще Гиппократ. 

О функциях разных полушарий и об их развитии можно почитать у современных авторов, таких как Мерелин Зденек в книге "Развитие правого полушария" или "Мальчики и девочки  два разных мира" Еремеевой и Хризман. В обеих книгах приведены имена, даты, в общем, все то, что позволит лично вам докопаться до своей истины, получив зацепки. Обе книги можно легко найти в свободном доступе в интернете. Конечно же, существует и масса другой литературы, я здесь привожу лишь то, что читала лично.    

Например, есть еще методика Норбекова по восстановлению зрения. Я еще не успела ознакомиться с ней, но судя по отзывам, она очень сходна с методикой Шичиды, просто Норбеков направляет аккумулированную энергию на восстановление зрения, а Шичида  на развитие. Есть множество хорошей литературы американских и российских авторов, которая рассказывает о методах укрепления связей между полушариями, все они сходны с Шичидой, просто называются эти методики по-другому.

Почему надо показывать именно 100 карточек?

На самом деле, это абсолютно условная цифра. Сто карточек  это некий баланс между тем, какое количество карточек может подготовить среднестатистический родитель и тем, чтобы увидеть реальный результат. Если вы будете показывать 30 карточек  результат также будет, просто не такой явный, но это в любом случае лучше, чем ничего. Если вы будете показывать 200, 300, 500 карточек, то такие занятия будут намного эффективнее. Поэтому число карточек вы выбираете сами в зависимости от ваших возможностей.

Как часто можно повторять карточки?

И опять же, нет никакого четкого правила. В одном месте пишут месяц, в другом три, из школы Шичиды в Японии мне приходит ответ - не ранее, чем через 10 дней. На самом деле, здесь ситуация обстоит так же. Чем реже  тем лучше, чем чаще  тем хуже, но даже частые повторения всегда лучше, чем ничего. Например, вы можете иметь 100 карточек, и каждый день готовить по 20 новых, заменяя ими одну двадцатку из вашей колоды. Это, конечно, далеко не лучший вариант, но тоже вариант. Главное, перемешивать карточки перед показом, чтобы ребенок не выучивал их последовательность.

Почему о методике Шичиды нет информации на русском языке?  

Я считаю, что все дело в том, что система очень закрыта. Шичида издал множество книг, но только 4 из них перевели на английский язык, две из них - наиболее информативные  уже перестали продавать. Мало чего японского выходит за пределы их рынка, переводится на другие языки и уж тем более доходит до нас. Думаю, что несколько сотен школ Шичиды, которые продолжают работать уже не один десяток лет, может быть пусть небольшим, но показателем того, что система работает. Вероятнее всего, отзывы родителей, чьи дети уже выросли, есть. Просто они написаны на японском языке и на японских форумах. Согласитесь, думаю иностранцу будет трудно найти на родном языке информацию, скажем, о какой-нибудь системе развития слуха Железновых.

Можно ли самостоятельно придумывать игры на стимуляцию правого полушария?

Конечно, можно! Наше сознание загнано в рамки, именно поэтому у многих начинается приступ паники, когда они не находят в книге четких инструкций. Надо понимать, что Шичида не вывел четких формул, да это фактически и невозможно. Он просто нащупал эффективные методы, но вы точно так же можете их найти в играх и предметах,свойственных для нашей культуры. Заменить танграмы конструктором, придумать новое обличие для игр, которые не слишком заинтересовали малыша, добавить свои элементы, мечтать и визуализировать в каком-то необычном ключе, стимулировать развитие фантазии доступными способами. 

 Как вы занимаетесь с Алисой? С какой регулярностью и длительностью? Как проходит ваш день?

Я занимаюсь с Алисой с полугода. Надо сказать, первые полгода у меня было недостаточно карточек, поэтому повторения были регулярными. Сначала я демонстрировала ей около 20-30 карточек, потом она втянулась, через пару месяцев уже требовала эти карточки по несколько раз в день, количество демонстрируемых за раз слайдов многократно возросло. Иногда ей надоедало, тогда приходилось искать периоды в течение дня, когда она была готова смотреть слайды. Периодически я переходила от ручных показов к компьютерным и обратно, так было проще удержать ее внимание. 

К году мы перешли на компьютерные демонстрации. Оказалось, что это намного удобнее. Со временем ребенок привыкает не отвлекаться на клавиатуру, для этого его надо держать от компьютера на некотором удалении (да и для сохранности зрения тоже). В год я начала учить Алису распознавать парные картинки, отыскивать похожие картинки и образы (например, тут и тут). Это все пригодилось нам в наших правополушарных играх. В дальнейшем такие навыки позволили раньше объяснить правила, раньше начать заниматься тем или иным видом активности. 

Этим летом (Алисе было около 1,5 лет) нам пришлось сделать достаточно внушительный перерыв в занятиях. Мы много ездили, и на программу совсем не хватало времени. Около двух месяцев занятия велись постольку-поскольку. Я, конечно, старалась не забывать хотя бы про карточки, но и это не всегда удавалось. Зато за это время Алиса заговорила. Причем от слов быстро перешла к развернутым предложениям.

Сейчас мы восстановили наши занятия. В нашу обязательную программу минимум входит упражнение "Шар энергии", дыхание, просмотр 200 карточек, игра "Линкин Мемори", воспоминание о событии, пять пар мандал и какое-нибудь лото. "Мемори-грид" пока выпал из наших занятий, но скоро вернется. Все это под музыку-альфа. Все занятие занимает 15 минут. В остальное время мы читаем, играем, рисуем, лепим - в общем, делаем все то, что делают все дети. Фоном в течение дня я ставлю музыку небольшими блоками и иностранный язык.

Есть ли способ усиливать связи с правым полушарием для нас, взрослых, или для взрослых детей?

Безусловно, есть. Конечно, считается, что закладка происходит до шести лет, тем не менее, это не повод опускать руки, если ваш ребенок старше этого возраста. Да и взрослые могут кое-что сделать для себя.

Например, есть такая игра-развлекалочка, думаю, ее можно предложить взрослым детям, хорошо умеющим читать  предлагается демонстрировать человеку карточки, где на каждой картинке написан какой-нибудь цвет, при этом цвет шрифта отличен от названия. Например, слово "зеленый" написано красным цветом. Ребенок должен называть свойство  это будет работать правое полушарие. Левое полушарие будет видеть информацию "зеленый", а правое  реальный цвет "красный". Сначала ребенок будет испытывать сильный конфликт между полушариями, но затем баланс сдвинется в сторону правого, так как за чтение отвечает именно левая часть мозга, а за образы  правая. 

Вот еще примеры эффективных упражнений:
Научиться писать другой рукой. Научиться писать текст в зеркальном отражении, справа налево. Можно научиться читать зеркальный текст, читать текст, перевернутый вверх ногами. Как можно быстрее проговаривать заданные слова в обратном порядке и писать их в обратном порядке. 

Методов для взрослых намного больше, чем для детей. Для детей приходится все адаптировать, опираясь на то, что они пока могут понять только простейшие правила игры. Например, помните стереограммы - картинки, на которых надо особым образом расфокусировать зрение, чтобы перед вами предстало объемное изображение? Да, это тоже оно  очень эффективный метод, кстати. 

Ну и конечно, уже знакомые вам упражнения из книг Шичиды: визуализация, фантазирование, детальные воспоминания (включая запахи, вкусы, звуки). А также медитации, созерцания. Ну и, последний инструмент, хотя один из наиболее важных  прослушивание музыки и творчество. Это великие инструменты для расширения сознания.

P.S. Напоследок еще раз напоминаю, что все прочитанное выше  всего лишь моя интерпретация методики.  

2013-11-13 00:36
Орлова Наталья
Добрый вечер, не подскажите мне?! Могу ли я скачать для печати карточки (помимо тех, что выложены) из компьютерных демонстраций??? Если да, то как???
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru