АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Развитие речи и обучение языкам

Много пищи для размышления.

 В последнее время меня все сильнее интересует тема развития речи и особенно тема обучения иностранным языкам. Как всегда, хочется дать все самое лучшее, а методик хоть и много, но непонятно, на чем они основаны, потому приходится сидеть и отделять зерна от плевел.

Итак, сначала о родной речи.

Всем уже наверняка известно, что отдел мозга, который отвечает за моторику, находится там же, где и отдел мозга, отвечающий за речь. Поэтому для развития речи всегда рекомендуют делать упражнения на координацию, перебирать крупы, собирать конструкторы, складывать скрепки в бутылку и пр. Развивая одно, мы развиваем другое. То есть, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Поэтому не стесняйте ребенка в действиях, посещайте детские площадки с городками, где можно лазить, занимайтесь на фитболе, стимулируйте ползание  все это приведет в действие речевой аппарат.

Логопеды также расскажут вам, что детям, которые в детском саду и школе не могут ориентироваться на листе бумаги и в тетради, неровно закрашивают контуры, залезают за поля, предлагают в первую очередь игры на ползание. Именно ползание стимулирует пальчики и ладошки и учит ориентироваться в пространстве, а в дальнейшем и на бумаге. Подробно об этом я уже однажды писала.

Но есть и обратная взаимосвязь. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, крупной и мелкой моторики. Поэтому очень важно читать детям, даже если вам кажется, что они вас не слушают. И даже если вам кажется, что они вас не понимают. Не обязательно читать только детские стихи. Знаете "Двенадцать" Блока? Помните наизусть письмо Татьяны Онегину? Учили "Горе от ума"? Декламируйте смело! Хороший слог и ритм помогает выработать правильный темп речи у ребенка, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память.

Для развития речи существует совершенно замечательный предмет  логоритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочитаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмические упражнения используются в логопедических детских садах для преодоления речевых нарушений, ну а в нашем возрасте это незаменимые занятия для развития речи.

В общем, вы, наверняка, сталкивались с логоритмическими упражнениями много раз. Наверняка все помнят стишки и прибаутки типа "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали", "водичка-водичка, умой мое личико", "Баба встала на носок, а потом на пятку...", "Гуси-гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!" или "Мишка косолапый по лесу идет" и др., под которые надо делать определенные движения. При выполнении этих упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, что очень важно для формирования темпа и тембра речи, также развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка и красота движений. Начинают такие занятия обычно с произнесения гласных, со временем переходят на дифтонги и согласные. Некоторые упражнения на логоритмику прекрасно описаны у Алены вот здесь.

______________________________

Примечание:

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Кстати, другая известная методика  Эвритмия из Вальдорфской педагогики также берет за основу логоритмику. Эвритмия  это своего рода искусство художественного движения, сочетающее в себе особые гармонизирующие жесты, напоминающие танец или пантомиму, и поэтическую речь и музыку. Но в отличии от логоритмики эвритмия ставит задачей еще и душевное развитие.

______________________________

А теперь самое важное. Для тех, кого интересует правополушарное развитие, это особо актуально.

Уже доподлинно известно, что ребенок до 6 лет мыслит не категориями, как мы с вами, а образами, потому что у детей до 6 лет превалирует правое полушарие мозга над левым. Фактически, это происходит к трем годам, но к шести уже не остается и следа. Правое полушарие позволяет запоминать огромные потоки информации, выучивать языки, заниматься искусством, чувствовать интуитивно. Подробно об этом уже было у меня вот здесь. Именно благодаря правому полушарию ребенок выучивает родной язык без объяснения падежей и склонений. Он просто понимает его изнутри. Точно таким же образом ребенок может научиться, например, читать, если давать ему не азбуку и кубики со слогами, а слова целиком. Он сам поймет, как образуются слова и как их правильно писать.

Так вот, в настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей из-за классических методик раннего развития. Потому что гораздо более важным считается обучить ребенка к 3-4 годам грамоте, нежели эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма и счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем. То есть, проще говоря, ребенка начинают учить мыслить категориями еще тогда, когда он готов воспринимать информацию образами.

Для себя я решила, что не буду учить с Алисой буквы и слоги. Мы будем стараться показывать слова целиком. А еще лучше  текст целиком, и водить по нему пальчиком. А еще в нашу программу по Шичиде войдут не только карточки с картинками, но и со словами.

Теперь, что касается языков.

Я неоднократно слышала здесь мнение разных педагогов, психологов и прочих дипломированных специалистов, обученных по программе стандартного российского образования, что языки детям давать не надо. Что в год и в два они еще не способны воспринимать другой язык, и что лучше вводить новый язык в школе, потому что потому. Потому что годовалому не объяснишь что такое Презент Индефинит Тэнс и что такое вспомогательный глагол.

Изучая родной язык, ребенок просто чувствует его, воспринимает как часть себя, ему не надо заучивать правила построения предложения, не нужно знать ничего о спряжении глаголов и притяжательных местоимениях. Он просто понимает. Таким же образом, ребенок способен понимать любой другой язык, потому что, как я уже говорила, дети до шести, а особенно, до трех лет, воспринимают и обрабатывают информацию совершенно иначе.

Вот, например, мнение Дмитрия Петрова, полиглота, владеющего тридцатью языками, переводившего для всех президентов, которые посещали нашу необъятную, ведущего передачи на канале Культура о том, как выучить любой язык за 16 дней. Смотрите с 29:30 по 32:30 минуты.


В общем, есть над чем задуматься, не так ли?

2016-02-09 10:09
Elena Popova
Лиза, добрый день! Подскажите, пожалуйста, а если показывать карточки и произносить название на русском языке, а в следующий раз на английском языке, тогда как часто можно карточки повторять? И стоит ли это вообще делать?
2015-03-16 15:44
Жеденова Наталья
Видео, к сожалению, "не существует". как утверждает youtube)
2015-01-04 23:16
Irina Akbulut
Доброго времени суток! Нашла вашу страничку и моему восторгу нет предела! Спасибо за идеи и за то, что вы делитесь( не жадничаете) своим опытом
2014-02-20 22:32
Апселямова Галия
Добрый вечер,Лиза! Я прочитала книгу Масару Ибуки "после трех уже поздно" по Вашей рекомендации и очень прониклась идеей обучения, но у меня возник вопрос: что именно нужно давать слушать ребенку на английском например, если я его сама очень плохо знаю? И еще один вопрос: выше Вы говорили, что будете использовать в обучении Алисы карточки со словами, можно узнать как выглядят эти карточки? Я понимаю так, что это изображение со словом его обозначающим? Или это просто слово?
2013-11-13 10:33
Ломакина Татьяна
Здравствуйте, Лиза!
Очень интересно с иностранными языками. Моей Алёнушке в декабре год. Ни мультики, ни кино я ей не показываю принципиально, так как не считаю полезным. Только изредка видео с животными или наши домашние записи. Сижу и думаю, как при таких условиях познакомить ребёнка с иностранным языком. Показывать намеренно в рамках обучения коротенькие мультики сперва на русском, затем на иностранном? Включать сказки, песни? Найти педагога? Носителей языка у нас в ближайшем окружении нет. Читать сама не берусь - моё произношение оставляет желать лучшего. Как у вас складывается с этим делом?

С уважением,
Таня.
Новосибирск
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru