АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Книжное мракобесие продолжается

Я уже писала как-то о программе Школы Семи Гномов, которая по какой-то неизвестной мне причине носит гордое название развивающей литературы. Автор этого ада - пример классической советской школы случайной генерации убожества. Этот стиль должен был умереть еще с развалом СССР, но он настолько врос в мозги советских художников, что передался новым поколениям на генетическом уровне.

Но на этот раз речь пойдет о детских книгах возрастной категории 1+.

 Я была крайне удивлена, насколько трудно подобрать годовалому ребенку "правильные" книги несмотря на весьма обширный ассортимент. И дело здесь даже не в количестве опечаток, без которых уже просто немыслима современная детская литература. Дело в смысловой нагрузке, когда, прочитывая рассказ или стишок, приходится попутно менять текст из-за непопадания в рифму и падежи. Дело в иллюстрациях к детской литературе, глядя на которые, хочется выражаться совсем нелитературно.

Недавно я приобрела несколько книжек современного автора Ирины Гуриной с целью познакомить ребенка с Новым годом и его неотменными атрибутами:

И вроде на первый взгляд все относительно пристойно несмотря на очередных советских зверей, разодетых в олимпийки и трикотаны, но автор в обеих книгах на первых же строчках радует меня одними и теми же рифмами. То есть с первых строк уже можно заподозрить творческий кризис. Сравните:

Лес под шапкой белоснежной 
В тишине лежит безбрежной.
В белизне ажурных круч
Заблудился солнца луч.

Открываем вторую книгу и читаем:

Золотого солнца луч
Заплутал средь серых туч.
Кони их копытом бьют,
Бубенцы в дуге поют.

Кстати, вы сразу поняли, чьи кони бьют копытом? К чему относится это "их"? Кого "их"? Туч? То есть: кони туч копытом бьют. Получается, так?

Едем дальше. Открываем последнюю страницу и видим:

Очевидно, что у иллюстратора горели сроки, поэтому он недорендерил полозья у саней (которые, кстати, по тексту должны быть белыми) и забыл удалить векторную тень под санями. Мы также можем заметить, что у животных в руках конфеты, которые подарил им дед Мороз. Причем, не нарисованные, а сфотографированные. Как мы можем видеть, некоторые получили советские вишневые конфеты, а некоторым достались бельгийские ракушки от Ferrero Rocher.

Ладно, не будем излишне придирчиво препарировать картинки, проследуем дальше в мир психоделического прихода отечественных художников.

У каждого персонажа есть какой-то порок, это может заметить даже не медик.

Вот, например, девочка-олигофрен. Я бесконечно уважаю творчество Агнии Барто, но как можно было выпустить это в печать?

А это собака с экзофтальмом глазных яблок.

А вот и мальчик с базедовой болезнью. И одной ногой.

С Базедовой болезнью издательство АСТ не остановилось на одной-двух книжках, а выпустило целую серию одна страшнее другой. Привет, энурез и ночные кошмары.

А вот еще один выкидыш творчества советских иллюстраторов, которым дали мышь, врубили пейнтер и заставили переходить в новую эру компьютерной графики.

Вопрос, который давно меня мучает: почему большинство иллюстраторов считает, что если ребенок ТАК рисует для взрослого, то и взрослый должен ТАК рисовать для ребенка? Ребенок тянется вслед за взрослым, он не идиот, он способен воспринимать формы, цвета, перспективу, блики и рефлексы, просто он пока не способен их изобразить. Взрослый же тупо сводит все к квадрату, считая, что ребенку надо все адаптировать, начиная от картинок и заканчивая музыкой.

Если учить ребенка по таким рисункам знаниям о мире, то когда-нибудь, когда он, наконец, увидит живого ежика и змею, у него случится жесткий когнитивный диссонанс. Примерно, как если бы ваш муж сейчас подошел к вам и сказал, что он на самом деле не Коля, которым вы его знали всю жизнь, а очень даже Вася.

Ну ладно, поехали дальше. Ниже следует другая категория - "вырви глаз". Почему взрослые до сих пор считают, что если раскрасить мир разноцветными цветами самых кислотных оттенков, то дети будут просто счастливы?

Еще одно интересное мнение  это "детский" кругленький шрифт на обложке. Без него, похоже, ни одно уважающее себя издательство эскизы не примет - недостаточно детскости. И, конечно, только самые отсталые издательства не попросят иллюстраторов разукрасить буковки в разные цвета.

  

Ну и на последок. По законам жанра все звери обязательно должны ходить на двух ногах и быть одетыми. Не пристало, чтобы животные ходили без трусов!

Чтобы не быть голословной, давайте посмотрим на искусство оформления книг у зарубежных издательств. Мне кажется, можно без слов:

И вместо послесловия.

С самого младенчества неокрепший детский разум наблюдает за окружающей действительностью, для него открывается целый мир, созданный теми, кто жил до него. Этот мир воспринимается ребенком как данность, он учит жить и мыслить по его законам. Поэтому большинство не способно даже представить, что бывает как-то иначе. Именно поэтому мы живем с вами в серых домах с убогими шифонерами и комодами, у нас на стенах красуются красные ковры, а в подъездах стоит разруха. Мы видим это с самого детства и продолжаем наблюдать, а за нами и наши дети. Именно поэтому средний европейский дизайн, а как следствие, и средний европейский внешний вид зданий, улиц, парков, автомобилей, игрушек, одежды и прочих предметов быта на порядок лучше среднего российского.

Поэтому я предлагаю включить вам свой внутренний контроль качества, начиная хотя бы с игрушек и книжек. Если что-то сделано плохо, не пытайтесь убедить себя, что оно хорошее. И быть может, если мы будем прививать своим детям культурное воспитание с младенчества, обеспечим им благотворную среду, в которой будет формироваться их сознание, с помощью хотя бы качественных книг и игрушек, то в конечном итоге мы сможем искоренить эту косность и наполнить жизнь наших детей новыми красками.

2014-07-09 15:57
Шамраёва Виктория
Очень развеселил пост:) Видно, что в руках у Вас побывало великое множество экземпляров детских книжных полок и Вы сами явно хорошо рисуете. Я пока так не умею придираться, а делю все на "хорошо" и "что-то здесь точно не так":))
2014-04-28 13:46
Бойко Татьяна
Полностью поддерживаю!!! Именно родители главный фильтр того,что попадает на глаза маленькому исседователю...
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru