АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

План занятий по Шичиде для детей 1-2 лет

Наконец-то у меня дошли руки структурировать и описать наш ежедневный план занятий. Этого плана мы придерживались с года с небольшим и примерно до двух лет. 

Мы занимаемся по методике Макото Шичиды, направленной на развитие и поддержание активности правого полушария мозга, то есть творческого взгляда, интуиции, превосходной памяти, логики, внимательности, моторики, и многих других способностей. 

Методика Макото Шичиды, за небольшими исключениями (в основном, эзотерического характера), является собирательной. В ней четко прослеживаются нити, тянущиеся от Глена Домана, Марии Монтессори и других тиранозавров детского развития. Поэтому, даже если вы не занимаетесь по Шичиде, упражнения подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть возможности вашего ребенка.

То, что выделено жирным шрифтом, присутствует в нашем расписании абсолютно всегда. Первые 11 пунктов в рамках занятия, остальные появляются в течение дня. Остальное чередуется.

Пункты 1-16 — это игры-минутки. Поэтому не пугайтесь объемов. Каждая такая игра и занятие, при условии, что материал заранее подготовлен, длится не дольше 2-5 минут. В среднем на такое занятие уходит 30-40 минут с учетом времени на отлов детеныша.

Итак, наше ежедневное занятие строится таким образом (ниже я подробно расскажу о каждом пункте):

1. Объятия, гармонизирующая музыка для настройки на занятие.

2. Шар энергии

3. Упражнение на дыхание

4. Воспоминания и воображение

5. ESP (интуиция)

6. Пазлы

7. Тренировка для глаз

8. Демонстрация флэш-карточек, в том числе точки

9. Instant Memory Game (или Memory Grid)

10. Photo Memory Game

11. Linking Memory Game

12. Мандала

13. Танграм

14. Пропевание по нотам

15. Логоритмика

16. Игры на соответствие и поиск

17. Естествознание

18. Цветовосприятие, запахи, тактильные ощущения

19. Координация и моторика

20. Творчество

21. Игры с шумелками

22. Чтение сказок, стихов

23. Иностранный язык

24. Прослушивание музыки

25. Завершение занятия: объятия и завершающая песенка


В школе Шичиды принято отбирать материал, даже если ребенок еще не знакончил с ним играть. Я такого мнения не придерживаюсь, и даю спокойно дособирать пирамидку или достроить башню из кубиков. Все равно минутой позже ей это занятие надоест.

Теперь кратко пройдусь по каждому пункту:

1. Музыку я беру в контакте, нам нравится музыка для медитаций и мантры, например, Deva Premal, и японская этническая музыка. Сначала музыка звучит довольно громко, но потом я делаю ее еле слышной, и она звучит фоном в течение всего занятия.

2. Упражнение Шар Энергии — это общее гармонизирующее упражнение, необходимо для повышения энергетики, имеет эзотерических характер, поэтому, если вы от этого далеки, его можно просто пропустить. Посмотреть, как выглядит это упражнение, можно тут: http://www.youtube.com/watch?v=zpt2M1oXFFA, а для детишек помладше тут: http://www.youtube.com/watch?v=tDuwI6kcApU

3. Упражнение на дыхание. Просим ребенка дуть на предметы. Это может быть огонь свечи, мыльные пузыри, дудочка, свисток, ветродуйчик, перышко или самодельная картонная игрушка с приклеенным кусочком органзы или ленточкой. Предметы лучше чередовать. Например, я сейчас вырезала из карточна незатейливую балеринку и приклеила к ней воздушную юбочку, и доделываю осминожку, у которого ножки — ленточки.

4. Игра на воображение — это просьба родителя представить себя кем-нибудь и описывать свои ощущения. Например, вы говорите: "Закрой глаза и представь, что ты красивая бабочка! Какого цвета у тебя крылья? Ты летишь на большой цветущий луг! Какие там цветы? Что ты видишь?" Ну и так далее. Поскольку, нам, масикам, такое упражнение пока не доступно, мы делаем упражнение на воспоминание. Вы вспоминаете все, что приключилось с малышом накануне, особенно эффективно, если произошло что-то не злободневное, например, вы посетили кафе или зоопарк. Можно вместе посмотреть фотографии и повспоминать.

5. Игры на интуицию. Это игры, когда ребенку предлагается угадать, в какой руке, под каким стаканом или в какой коробке лежит заданный предмет. Задания должны менять ежедневно, предлагайте каждый раз разные емкости и предметы. По моим наблюдениям: чем интереснее малышу предмет, тем точнее он угадывает. В последнее время я обычно вырезаю из цветного картона три предмета, например, две тучки и солнышко. Солнышко прячется за тучкой, и я предлагаю найти, за какой именно.

6. Пазлы и мозаики. Я покупаю большое количество пазлов в Ашане. Самых простых, из 2-3 деталей, рублей по 30. Ежедневно выдаю новый пазл. Если ребенок не может собрать его самостоятельно, собирайте вместе с ним. Главное, чтобы он смотрел и предпринимал попытки. Результат придет со временем.

7. Тренировка зрения нужна исключительно перед показом мелькающих карточек. Это просто небольшое упражнение, где вы заинтересовываете малыша каким-либо ярким предметом и перемещаете его вверх-вниз, вправо-влево и зигзагами, чтобы ребенок следил за ним взглядом.

8. Карточки. Оптимально не менее 100 штук в день. Оптимально по 0,5 сек на карточку. Можно показывать как распечатки, так и на компьютере. Желательно, не повторять карточки 3 месяца. Но если нет никакой возможности, то можно показать и меньше, и повторяться чаще. Эффект от такого показа будет хуже, но лучше уж показать 10 новых карточек, чем совсем ничего не показать. Карточки тренируют мгновенную память, поэтому не важно, что вы показываете: виды геодезической аппаратуры, породы лошадей или кухонную утварь. 

9. Memory Grid или Сетка Памяти. Это игра на запоминание положения предмета. Простейшая игра может выглядеть так: показываете малышу два предмета в течение 5 секунд. Например, красный квадрат и синий круг. Затем выдаете малышу такие же предметы и просите расположить их так, как он их видел: один левее, другой правее. Если с такой игрой проблем нет, переходите к игре из трех карточек или предметов. Я делаю так: располагаю три карточки друг за другом, даю Алисе посмотреть, затем переворачиваю их, и прошу показать, где один из предметов. Когда эта игра будет освоена, можно расширять количество карточек, рисовать сетку и просить воспроизводить все карточки на этой сетке.

10. Photo Memory Game может выглядеть так: показываете ребенку картинку. Через несколько секунд убираете и достаете две картинки: ту же самую и очень похожую на нее. И просите выбрать, какую из них он только что видел. А можно сделать так: показать ребенку три карточки, а затем убрать, добавить четвертую, показать и попросить назвать лишнюю.

11. Linking Memory — игра на запоминание цепочки. Для этой игры вы выкладываете последовательно несколько карточек, и придумываете с ними абсурдную историю. Например: бабочка, дерево, небо. История должна звучать примерно так: бабочка съела дерево и упала на небо. Запоминая абсурдные истории, ребенок будет учиться воспроизводить в памяти целые линейки. Начать можно с трех карточек. Некоторым русским мамам удавалось дойти с ребнком до полусотни карточек, а в школе Шичиды, бывает, счет идет на сотни.

12. Мандала — это рисунок, состоящий из геометрических фигур. Простейшая мандала может выглядеть как круг в квадрате или треугольник в круге. В дальнейшем узор усложняется, деталей становится больше. Вам потребуется две копии. Цветная и черно-белая. Вы показываете малышу цветную мандалу, затем убираете ее, выдаете черно-белый вариант, цветные карандаши, и просите обозначить, где какой цвет. Разукрашивать не надо, достаточно просто ткнуть карандашом.

13. Танграм — это что-то вроде нашей старой советской игры, когда из плоских геометрических фигур нужно сложить заданную. Простейшие варианты для малышей: квадрат+треугольник=дом, два треугольника=квадрат, прямоугольник+полукруг=грибок и т.д. В дальнейшем можно будет выкладывать более сложные узоры, а задача малышей повторить.

14. Пропевание по нотам у нас происходит под альбом Железновой "Абсолютный слух". Пока просто слушаем.

15. Логоритмика - это выполнение упражнений под музыку с проговариванием звуков. Ну то есть это —развитие речи. Про логоритмику я уже писала вот здесь.

16. К играм на соответствие и поиск относятся любые игры, где надо вычленить информацию из большого потока или где надо найти пару предмету. Например, игра "Эволюция" — это собирательное название игры, в которых надо выстроить последовательность действий. Например, было грязно, пришла мама, пропылесосила, и стало чисто. В эту игру лучше всего играть с карточками, которые надо выстроить в последовательность. Поисковые игры можно проводить с помощью книжек-картинок с большим количеством предметов, а игры на поиск соответствия могут быть из серии "кто что ест?", "кто где живет?", "найди два одинаковых предмета" и т.п. Про такие игры я уже многократно писала, посмотреть и скачать материал можно здесьздесьтут, и еще тут, и здесь. А еще я покупаю простейшие пазлы и мозаику в Ашане, из тех, что по 30-40 рублей и состоят из нескольких элементов. У нас их целая полка.

17. Естествознание. Изучение законов природы, названий животных, предметов, явлений. Мы обычно пользуемся книжками и подкрепляем знания "живьем". Хорошо показывать развитие, например, "икра-головастик-лягушонок-лягушка" или "яйцо-гусеница-куколка-бабочка".

18. Цветовосприятие. Сортировка предметов по цветам, сопоставление предметов, например, в красном домике — девочка в красном платье. Для занятий с запахами можно подготовить баночки или мешочки с запахами и картинки с изображением того, что пахнет. Сопоставлять запахи и картинки. Для тактильных ощущений можно брать предметы с разными поверхностями, изучать их свойства.

19. Координация и моторика: сюда относятся игры с пересыпанием мелких предметов, в том числе круп, кубики, пирамидки, конструктор, пластилин, а также физические упражнения. Например, хождение по линии, игра в мяч. В рамках этого пункта мы делаем небольшой блок по методике Марии Монтессори.

20. Творческое занятие включает в себя все виды рисования.

21. Игры с шумелками. У нас это баночки с различным наполнением. По шуму надо угадать, что внутри. Ответ малыш должен показывать, указывая на одну из заранее подготовленных карточек. Также есть разные колокольчики, звенящие трубочки и пр.

22. Чтение сказок и стихов обычно проходит обособленно от основного занятия, и занимает достаточно продолжительно время. Книжки мы очень любим.

23. Иностранный язык пока у нас дается исключительно в виде аудиозаписей, которые идут фоном в течение дня. Планирую все-таки начать говорить с Алисой на английском, и показывать мультики сначала на русском, потом заменять на такой же, но на английском. Пока во мне борется желание дать ребенку язык всеми доступными способами и нежелание давать ребенку смотреть мультики.

24. Музыка у нас играет небольшими блоками, но в течение всего дня. Чаще классика, но бывает и другая.

25. Обнимаете, говорите ребенку, что он самый лучший, хвалите, поете вместе любимую песенку или включаете, если нет слуха, как у меня. Можно обойтись и без песенки.

На бОльшую половину занятия я сажаю Алису в стульчик для кормления. Нам это необходимо, потому что у нас все игрушки в зоне доступа, и отвлечься от моей игры очень легко, переключив внимание на вооон тот барабан или вооот эту куклу. И сразу "дай!" и ничего больше не надо. Поэтому большую часть задания мы выполняем на кухне в нейтральной обстановке. Надо сказать, Алисе очень нравится частая смена деятельности, это не наскучивает, тем более, что материал изо дня в день должен быть разный, даже если правила игры с материалом не меняются.

2017-07-20 08:37
Ременюк Юлия Александровна
Ура, я нашла эту статью!! Лиза, спасибо Вам, Ваш материал очень помогает при подготовке с малышом!!
2016-09-06 22:01
Туликова Ольга
Лиза, огромное спасибо! преклоняюсь перед Вами))
Подскажите, а со скольких месяцев вы начали работать по такому плану? нам 7 мес и пока не получается удерживать ее внимание да и просто просидеть 30 минут на одном месте...
2015-04-18 03:34
Julia Smirnova-Aniskina
Лиза, спасибо Вам большое за ваш талант, работу, за такой пример! Вы настоящий вдохновитель! Желаю вам счастья и бесконечных творческих горизонтов:)
Меня очень интересует тема развития детей. Так случилось, что ещё будучи студенткой психологического Вуза в 2001 г я писала диплом на тему "развитие креатив ноги мышления". Удивительно, что чем бы я ни занималась, эта тема всегда актуальна:) Я полностью на вашей стороне и понимаю всё о чём вы говорите и что позиционируете - это настолько актуально сейчас и беспредельно интересно!!! Вы большая умничка! Спасибо, спасибо, спасибо!!! Снимаю шляпу и выпускаю в небо голубей...
2014-07-28 01:42
Динкелакер Ольга
spasibo
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru