АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Шичида: детали. Послеобразы.

Есть одна штука, о которой я не рассказывала вам раньше. И почему-то многочисленные консультирующие эксперты по методу Шичиды, продающие программы и устраивающие вебинары, тоже молчат. Видимо ждут, когда я переведу им очередную часть книги. Я об упражнении, которое Шичида именует Afterimage или по-нашему Послеобраз. Долгое время оно вызывало у меня вопросы, но постепенно все начало вставать на свои места. Находя информацию то там, то тут (ведь Шичида не первый и не единственный, кто занимался изучением возможностей мозга), пазл стал собираться в понятную мне модель.

Сразу скажу, что в данной статье описаны упражнения для детей от 4 лет и старше, чтобы те, кто только начинает изучать метод, не забивали себе голову лишней информацией, которой итак с избытком)

Начну издалека.

Один из первых разработчиков НЛП, Роберт Дилтс проанализировал различные компоненты мыслительной деятельности великих феноменальных людей: Аристотеля, Леонардо да Винчи, Фрейд, Моцарт, Эйнштейн, Моцарт, и другие, и выявил, что им присущи:

- Развитая способность к визуализации, то есть умение мыслить с помощью образов, представлять перед глазами живую картинку, как статичную, так и подвижную.

- Синестезия: когда раздражение одного органа чувств вызывает стойкие ощущения, свойственные другому. Например, видеть цвет звука, слышать запах и т.д.

Именно эти свойства в большей степени и определяют творческий потенциал личности, который может послужить хорошей основой для развития памяти. Но верно и обратное: через тренировку памяти можно увеличивать творческий потенциал.

(Подробнее в книгах Артура Думчева "Помнить всё" и Роберта Дилтса "Стратегии гениев")

Все это я рассказываю для того, чтобы было понятно, для чего нам необходимы упражнения, о которых пойдет речь дальше.

Думаю, каждый из вас может закрыть глаза и представить перед собой какой-нибудь предмет. Он будет не очень четкий, не все детали можно будет рассмотреть, изображение будет как бы пытаться постоянно ускользнуть от вашего взгляда. У людей с хорошо развитыми художественными навыками, предмет будет более четким и постоянным, но вот зафиксировать его как яблоко на столе - и хоть рисуй с него картину, - такое смогут проделать единицы.

Вообще, способность доставать из памяти любой предмет, который вы когда-либо видели, будь это страница из книги, где видна каждая буква, которую можно снова без труда прочитать, или это альбом фотографий, который вы листаете в голове страница за страницей, - это всё вовсе не фантастика. О таких людях вы можете прочитать где угодно: от новостей, до научных трудов. Таких людей мало, их способности уникальны, но это вовсе не значит, что любой другой человек не способен развить в себе что-то подобное или хотя бы приблизиться к этому на пару шагов. Гениев единицы, но это не значит, что всем остальным нужно выдать в руки метлу и отправить на задний двор, хотя есть и те, кто предлагает поступить именно так.

Ну так вот.

Развить эти способности можно весьма интересным способом. Начнем с того, что попробуем, не отрывая взгляда, 30 секунд смотреть на красную точку на картинке ниже. А потом переведем взгляд на что-то белое. Например, на стены своей квартиры или лист бумаги.

Получилось? Теперь хоть закрывай глаза, хоть дергай из стороны в сторону, все равно образ как прилипший висит у вас перед глазами.

Но не стоит бояться, это не навсегда, пройдет время и образ великого русского писателя исчезнет. А если быть точнее, его отпечаток на раздражителях вашего глаза перестанет подавать сигналы в мозг, и зрение станет таким же, как было. Но если повторить трюк много раз, то может так получиться, особенно если этого очень захотеть, что ваш мозг устанет от Пушкина, и захочет заменить его на кого-нибудь более симпатичного, пусть и менее гениального. И тогда получается, что уже мозг решает, кому висеть перед глазами, а кому нет. И если достичь в этом деле высот, можно очень хорошо экономить на журналах, просто пролистывая их в магазине, а потом листая в своей памяти, лежа дома на диване. Это, конечно, высший пилотаж, но мы сейчас разберемся, как это работает и как приблизиться к этому хотя бы на полшажочка.

Так вот, в Японии Пушкин популярен настолько, что Шичида решил заменить его на синюю точку на оранжевом фоне. Почему именно синяя точка на оранжевом фоне, а не мальчик на красном коне, я не знаю. Но думаю, что история с БЕЖЕВО-золотого и СИНЕ-черного платья, разделившая галактику на два лагеря, поможет натолкнуть вас на правильный ответ.

В общем, по мнению Шичиды, эти цвета оптимальны для подобного занятия. Мое же предположение в том, что цвета выбраны по аналогии с цветами пламени. Хотя способов тренировать визуализацию образов можно придумать сколько угодно.

А теперь по делу.

То, что остается перед глазами после длительного просмотра портрета Александра Сергеевича или любых других портретов, пейзажей и прочего - и есть послеобраз.

Развитие способностей видеть и трансформировать послеобраз приближает человека к открытию в себе феномена фотопамяти.

В методике Шичиды есть упражнения для тренировки послеобразов и визуализаций.

Программа по освоению включает в себя несколько пунктов:

1. Оранжевая карточка

2. Изображение с точкой

3. Стереограммы

4. Тренировка взгляда

 

Я расскажу о каждом пункте подробнее.

1. "Оранжевая карточка".

Такое упражнение обычно предлагают детям с 4 лет. Но для начала вы вполне можете попробовать все упражнения на себе.

Изготовить оранжевую карточку очень просто из цветного картона. Достаточно отрезать оранжевый картон размером примерно 15*20 см и в центр поместить синюю точку диаметром 2 см.

Что нужно сделать, чтобы работать с оранжевой карточкой?

- Закрыть глаза и расслабиться.

- Очень-очень медленно и глубоко дышать. В идеале и вдох и выдох должны стремиться к 8 секундам, но считать не обязательно. Сделать вдох-выдох три раза.

- Вернуться к нормальному дыханию.

- Разместить карту в 30 см от глаз и смотреть не отрываясь 30 секунд.

- Закрыть глаза и увидеть послеобраз. Если сразу не получилось, можно попробовать поморгать.

Этапы работы с оранжевой карточкой.

В фотопамяти послеобразы играют важную роль. Потому что фотопамять - это способность удерживать перед глазами изображение даже если его давно уже нет, рассматривать его снова и снова, видеть детали. Но у профессора Шичиды послеобразы - это не только возможность овладения фотопамятью и внутренней фокусировки взгляда, это еще и отличный способ визуализации, концентрации внимания, развития способности скорочтения, настройки.
 
Когда вы только начинаете работать с оранжевой карточкой, вы видите перед глазами инвертированное изображение. То есть синяя точка будет казаться оранжевой, а оранжевое поле синим.
Со временем этот эффект должен трансформироваться. Вы научитесь видеть синее - синим, а оранжевое оранжевым или увидите только синюю точку.
Следующим сложным шагом будет то, что нужно научиться видеть синюю точку на любом желаемом фоне.
 
Есть еще и заключительный этап работы с оранжевой карточкой, но я пока не буду об этом писать, так как это сложная тема отдельного поста, и нам с вами до этого еще далеко, только запутаю вас.
 
 

2. Изображение с точкой

Изображение с точкой - это картинка, в центре которой расположена белая точка. Смотреть на нее надо так же, как и на оранжевую карточку, в итоге надо увидеть послеобраз. Сначала вы будете видеть инвертированный образ, но после тренировок вы сможете увидеть это же самое изображение. Когда вы овладеете этим методом, это будет еще один большой шаг на пути к раскрытию фотопамяти. Картинка с Пушкиным в начале - как раз отлично иллюстрирует это задание. Изготавливать такие карточки можно самостоятельно: просто размещать в центр изображения на белом фоне белую точку. Так делают в Хегуру.

Можете попробовать сами. Я выложила на пробу 8 таких карточек вот здесь. Их можно печатать по 2 на листе А4. А вообще их совершенно не трудно сделать самим даже на основе уже имеющихся и распечатанных карточек - просто приклейте в центр небольшой белый кружок - и готово.

3. Стереограммы

У всех в детстве, наверняка, были стереограммы. Если вдруг в школе стереограммы обошли вас стороной, то расскажу. Это увлекательнейшее занятие, при котором надо расслабиться и смотреть на изображение как бы "сквозь", рассеянным взглядом. Можно чуть подвигать изображение ближе-дальше от глаз. В какой-то момент, скрытый в картинке объект нахлынет на вас словно волной, проявляясь из картинки. Стереограммы так же очень полезны для деконцентрации взгляда, они снимают усталость с глаз, улучшают координацию глазных мышц. И, кстати, полезны они не только детям, но и взрослым.

Купить такие стереограммы не проблема. Хорошие сборники стереограмм сейчас представлены в Озоне. Например, у нас вот такой сборник: Магический глаз, хотя даже в 4,5 года мы до него еще не доросли, а только делаем первые попытки. 

4. Тренировка взгляда

Тренировка взгляда - это движение глаз по заданной траектории. Вариантов слежения может быть несколько. Можно показывать ребенку руками какой-то предмет, передвигать его в пространстве и просить следить за ним глазами без поворотов головы. Старшим детям подойдут карточки со стрелками вроде таких, где взглядом надо проследить от начала и до конца траектории. Такие карточки можно быстро нарисовать самому черным маркером на листе офисной бумаги.

Вот, в общем-то и все.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь не по делу, а просто поболтать))

Многие наверняка слышали про обучение скорочтению с помощью зеленой точки. Этот метод использует большинство школ скорочтения для взрослых, обучая вначале концентрироваться на зеленой точке в центре страницы, а затем переходить к чтению по диагонали, когда усваиваются не отдельные слова, а фразы целиком. Профессор Шичида много лет изучал автогенные тренировки. Некоторые из трудов пришлось прочитать и мне, чтобы ответить на свои внутренние вопросы и развеять сомнения.

Помимо зеленой/синей (не важно) точки, для тренировки скорочтения есть масса упражнений, такие, как чтение или письмо задом наперед, скоростной визуальный поиск, корректурные пробы, деконцентрация, упражнения на расширение угла зрения, на компановку оттенков, чтение текста с пропущенными буквами и так далее. Все эти упражнения очень полезны не только в комплексе обучения скорочтению, но и просто так, для общего развития. Ко всему этому мы с вами еще придем и выстроим свои занятия, когда наши дети станут еще чуть постарше.

 

2016-09-01 19:19
Лиза Черникова
Ольга, ну а как же. Если научиться фиксировать послеобразы как можно дольше и четче, то есть научить мозг присоединяться в нужный момент и обрабатывать информацию, это и будет большим толчком в развитии визуализации. Об этом как раз говориться в самом начале статьи.
2016-07-09 08:12
Ольга
Лиза, а как эти физиологические послеобразы ( отпечаток на сетчатке), связаны с визуализацией и фотографической памятью? Мне кажется это два разных процесса
Яндекс.Метрика
Реквизиты ИП   Почта: admin@supermom.ru