АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

О чтении и ориентирах в развитии в 3+

С недавних пор Алиса пишет и читает. Сейчас ей почти 4 года. 

Совсем немножко, и я не тороплю этот процесс, а иногда даже торможу. Это произошло как-то само собой, видимо, просто пришло время. Как в свое время приходит пищевой интерес, чтобы переключиться с молока на взрослую пищу, так и здесь, у Алисы возник интерес, и в первую очередь, писательский, а потом уже читательский.

Я знаю, что многие ждали от меня какой-то схемы или хотя бы размышлений на тему, как и когда учить ребенка писать и читать. Я долго думала на этот счет, ведь с одной стороны раннее чтение - это шаг на пути в сторону логико-знакового мышления, что совсем не полезно для творческого потенциала, а с другой - чем раньше ребенок научится читать, и чем больше будет читать самостоятельно, тем больше вероятность обретения этой самой грамотности, которую у нас принято называть природной. На самом же деле, природная грамотность - это не что иное как раннее впитывание правильных образов написания слов, "чувство речи". Ребенок, научившийся читать и писать до школы, с большей вероятностью усвоит грамотность без всяких правил примерно по той же схеме, как если начать ребенку учить язык в 3 года, а не в 7. В три он просто заговорит, не зная правил и конструкций предложений, но будет делать это правильно, а в семь уже придется учить азы языка, постигая конструкции.

После прочтения большого количества материалов, я решила, что не буду даже пытаться учить своего ребенка читать до 4-5 лет, но обязательно научу до школы.

Но ее интерес к буквам возник чуть раньше, чем я себе запланировала, поэтому теперь я стараюсь хотя бы не форсировать события.

Интерес дочки появился тогда, когда она поняла, что папе на работу можно писать смски. Ей так хотелось писать, что буквально за пару дней она выучила все буквы. Я придумала с ней условные обозначения тех, что запоминались труднее, и дело пошло очень быстро. Так, "Г" по мнению Алисы похожа на гуся, "Д" - домик, в букве "Б" она, почему-то видит недорисованного снеговика, который бубнит "Бу-Бу-Бу", что его не дорисовали. Ну и так далее.

Когда Алиса хотела писать, я просто диктовала ей. Сначала называла слово целиком, чеканя его по слогам: "Со-ба-ка". Потом каждый слог в отдельности: "Со: с,о". Только при этом я называла не буквы "Эс" и "О", а именно звуки, чтобы не сбивать с толку. Так очень быстро Алиса научилась разбивать слово на части и каждый слог - на буквы. Без азбуки, букваря, кубиков Зайцева или каких-либо еще вспомогательных материалов, только на голом энтузиазме, настрачивая папе сообщения, деду Морозу письма и открытки всем родственникам.

Я не знаю, правильно ли я делаю с точки зрения педагогики, но исправляю ошибки и объясняю расстановку знаков препинания сразу же, уже сейчас, а не жду, когда она напишет "жылаю щастя". Алиса не сопротивляется и, напротив, привыкла к этому, и всегда спрашивает, правильно ли она пишет. Конечно, отчасти это ломает фонематический слух, нарушая детское восприятие, когда вдруг пишется "его", а читается "ево", но рано или поздно сделать это придется всем детям. Конечно, я за то, что лучше позже, чем раньше, но никак не в два года, когда ребенок еще просто не готов воспринимать слоговый уклад.

Я сейчас еще раз расскажу своими словами, почему я не за раннее чтение (я имею ввиду обучение буквам в 1-2 года и непосредственно чтению в 2-3). И почему, не обрати Алиса внимание на буквы, я бы подождала еще хотя бы полгода.

Все дело в том, что звуки, образуемые в слиянии слогов и отдельные буквенные звуки на самом деле звучат по-разному, хотя мы этого уже и не слышим. И, начиная обучать малыша очень рано, мы преждевременно лишаем его целого ряда звуковых оттенков, обучая слышать звуки без полутонов, составлять слоги из букв против детской логики, ведь, например, как не произноси друг за другом "в" и "е", они никогда не сольются в плавный "ве".

Что же касается раннего обучения чтению, то чтение, вне сомнения, просто необходимо малышу, потому что письменная речь намного богаче устной, она развивает, дает лексику, учит красоте речи, построению фраз, но читать детям должны при этом родители. До определенного возраста малышу еще не хватает жизненного опыта, чтобы заниматься одновременно анализом символов и их складывания в слоги и слова, и одновременно впитывать богатство человеческой речи со всеми интонациями, эмоциями, юмором и всем тем, отчего она становится интересной.

Сейчас многие нейрофизиологи, психологи и педагоги выступают против раннего обучения (не развития - обучения) чтению, математике и всех тех наук, с которыми ребенку предстоит столкнуться в школе. И я с этим мнением абсолютно согласна.

Ребенок должен развиваться по возрасту, чтобы не спровоцировать неправильное развитие отделов мозга, ведь мозг развивается поэтапно, и если в период развития одной части мозга, мы будем интенсивно налегать на задачи другой части, это может спровоцировать необратимые последствия в будущем, произойдет энергетическое обкрадывание.

Опять у меня получилось очень много нельзя, а что же тогда можно?

Дух времени должен соответствовать запросам ребенка, и ни в коем случае нельзя лишать его таких важных для развития вещей, как игры - ролевые, подвижные, сказки и общение со сверстниками.

Именно поэтому я выступаю за то, чтобы идти в след за интересами ребенка, учитывать его сенситивные периоды, учить его только тому, чего он хочет сам, ненавязчиво и в игре предлагать разные виды деятельности, чтобы разносторонне и гармонично развивать его, и развивать ребенка в первую очередь через совершенствование речи, увеличивая активную лексику, через стимулирование памяти, причем не одного вида, а всех, но понемногу, а так же через познание мира, обучение более тонкому восприятию, через развитие исследовательского интереса, через решение творческих задач и поиска нестандартных подходов.

То есть я за развитие нестандартного дивергентного мышления, фантазии и воображения, которые, увы, не развиваются при налегании родителей на раннее обучение - мышление становится плоским, ребенок учится действовать только по схемам и уже не может отойти в сторону от выстроенных рамок. И, конечно, нужно не забывать про физическую активность, потому что примерно лет до четырех у ребенка активно совершенствуются участки мозга, отвечающие за восприятие себя в пространстве, движения тела, и дефицит активности в этом возрасте может остаться на всю жизнь, проявляясь в виде неуклюжести и неловкости.

Ну и конечно, для дальнейшей самореализации ребенку просто необходимы некоторые психологические и нравственные характеристики: психологическая стабильность, высокая самооценка, оптимистичный образ мышления, уверенность в себе и своих силах, а так же заложенные культурные и нравственные ценности - это намного ценнее, чем умение читать и писать.

Вот, по сути, это и есть мои ориентиры в развитии на данный момент.

Ну и приведу цитату Ольги Писарик, очень уважаемого мной человека в мире психологии:

«…Если раньше нейрофизиологи считали, что за выполнение определённых интеллектуальных задач отвечают определённые области мозга, то теперь понятно, что по мере развития мозга, по мере того, как созревают новые области, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.

Вы спросите, причём тут ранее обучение? А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее «перепроложить маршрут» на более эффективный. Таким образом, ранее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.

 

Логику «надо начать пораньше и тогда к 6 годам мы оторвёмся от конкурентов, а к 17-ти у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале сажает картошку в открытый грунт, с тем, чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Всё хорошо в своё время, и в обучении «раньше» не значит - «лучше».

*** *** *** *** *** ***

Очень важно понимать разницу между ранним развитием и ранним обучением, чтобы не спутать два этих кардинально разных понятия. Мысли вслух по этому поводу недавно я публиковала здесь.

И еще я хочу сказать, что что бы я ни написала, всегда есть те, кто согласен, и кто не согласен. Конечно, кто-то вырастил троих детей, и все они прекрасные люди, хотя и знали буквы в полтора. Я и сама начала читать в три, но не могу быть доподлинно уверена, что бы произошло, начни я читать в пять. Поэтому давайте не забывать об огромном количестве факторов, влияющих на становление человека как личности, ведь на одном чтении свет клином не сходится, а здесь всего лишь мои мысли, не претендующие на истину в последней инстанции.

2015-12-20 07:32
Герасимова Екатерина
Про интуитивную грамотность - действительно, я очень много и с удовольствием читала до школы и в школе для меня было не понятно, как можно написать "щасте", просто глаз режет. Сейчас не помню ни одного правила, но пишу без ошибок практически.
2015-12-15 16:29
Михайличенко Татьяна
Меня бабушка учила читать в 3 года примерно по той же схеме, что и Вы. Сначала учили простые буквы, проводя аналогии (П - похожа на ворота и т.д.), потом искали знакомые буквы в словах, потом читали. И звуки точно так же, не ЭС, а С. И, может, действительно, благодаря этому, в школе мне почти не пришлось учить правила русского языка. Всё как-то само собой писалось грамотно. С запятыми только проблемы были)))
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru