АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Главный пост о Шичида-методе

На самом деле, этот пост должен был быть первым в моем дневнике с тех пор как я начала писать о Шичиде. Но поскольку после моих первых постов случилось обширное обсуждение методики в комментариях, то я посчитала, что этого достаточно. На самом деле, конечно же, из-за неправильного представления методики часто случается путаница, так что начну сначала, но не перечисляя достоинства методики, а рассказывая о сути занятий.

Методика раннего развития, разработанная доктором Макото Шичида, еще недавно была малоизвестной в нашей стране. Для того, чтобы разобраться в ней, пришлось заказать книги из Японии, прочитать, перевести, вести переписку с Шичида-Центром, прочитать массу литературы, напрямую или косвенно связанную с темами, затрагиваемыми доктором Шичидой. Сейчас методику знают почти все, кто интересуется ранним развитием наравне с именами Монтессори, Домана, Лупан, Зайцевых, Никитиных и других. Методика «цепляет» всех, кто хоть сколько-нибудь о ней узнает: кто-то собирает информацию, кто-то активно занимается, а кто-то критикует. И тем не менее, я расскажу вам, в чем основной смыл методики, и почему родители так хотят в ней разобраться.

 
Что такое Шичида-Метод?
 
Эту правополушарную методику разработал профессор из Японии Макото Шичида (1929-2009). Он посвятил своим трудам более 40 лет, и за это время написал большое количество книг, из которых только четыре были переведены на английский. Методика долгое время оставалась для нас закрытой.
 
Доктор Шичида ссылается в своих трудах на множество других исследователей и делает выводы, что для гармоничного развития ребенка его нужно вести несколько иным путем, чем это принято сейчас в современном обществе. Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Вместе с феноменальной памятью к ребенку приходит способность к языкам. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный. Он предлагает развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. Помимо этого методика подразумевает отсутствие насилия при выполнении заданий и поиск подхода к своему ребенку через ласку, любовь и взаимное доверие и уважение.
 
Все занятия, которые доктор Шичида предлагает включить в ежедневные детские упражнения, основаны на активизации деятельности правого полушария мозга. И это не спроста.
Дело в том, что правое полушарие отвечает за творчество, воображение, фантазию и фотографическую память, а левое - за логику и рациональное мышление. Есть мнение, о котором говорят все чаще, и во многих странах даже бьют тревогу, что из-за раннего перевода детей на логико-знаковое мышление уже в начальных классах школы начинает активно теряться творческий потенциал и постепенно детей загоняют в шаблонное мышление. Но это тема даже не отдельного поста, а пожалуй, целой книги, так что подробнее об этом в другой раз.
 
Но если очень хочется сейчас, то вот видео Кена Робинсона к размышлению:
 
На самом деле, Метод Шичиды - это философия, основанная на культуре страны автора, и многих отпугивают различные занятия, которые при первом беглом взгляде могут показаться с эзотерическими мотивами, но если присмотреться, то окажется, что методику можно перенести в реалии почти любой страны и подобрать аналогичные игры из своей родной культуры, и сразу аутентичный налет японской культуры пропадает, и остается только суть.
 
Возраст, в котором ребенку лучше всего знакомиться с методикой - с полугода до шести лет. Чем раньше, тем лучше, но желательно все-таки успеть начать до трех. В школах Шичиды занятия происходят следующим образом: дети занимаются вместе с родителями. Самые маленькие - те, кто еще не может выполнять задания самостоятельно, просто следят за действиями родителей, сидя у них на руках, чтобы чувствовать максимальную вовлеченность в происходящее действие. Со временем они втягиваются и постепенно начинают осваивать задания самостоятельно.
 
Основной замысел Шичиды - проводить занятия для детей в очень динамичном темпе, когда на каждое отведенное упражнение уходит не больше 1-2 минут. При этом Шичида предлагает создать детям при помощи определенных упражнений такую среду, в которой ребенок будет максимально расслаблен и сосредоточен. Именно такой сочетание высокого темпа занятий и отсутствие стресса во время занятий позволяет, по мнению автора, поддерживать работу правого полушария и развивать его.
 
А если говорить простым языком, отбросив всякие рассуждения о полушариях, чтобы не пугать родителей, то все окажется совсем просто: только в спокойном и расслабленном состоянии человек способен решать творческие задачи, концентрировать и удерживать свое внимание на выполнении какого-то действия, а как следствие, только в таком состоянии можно трудиться и учиться максимально эффективно: без стресса, без осуждений и критики, без спешки, без надрыва.
 
На данный момент уже открыто более 400 школ Шичиды в Азии. Но Шичида - не единственный, кто занимается развитием правого полушария, хотя и первый.
Существует аналог школ Шичиды, например, школа Хегуру, распространившаяся в Европе. Среди школ есть несколько отличий, но принцип занятий один и тот же.
 
Упражнения методики. План и подготовка материалов.
 
Методика Шичиды требует очень большого разнообразия материалов, в идеале, чтобы материал, используемый во время одного занятия не повторялся несколько месяцев. В принципе, есть ряд допущений: например, если родитель не успел подготовить новый материал, то лучше показать тот, который был несколько дней назад, чем не дать вообще ничего. Так что четких правил в отношении материала здесь нет, есть лишь зависимость: чем реже вы демонстрируете один и тот же материал и чем чаще занятия, тем лучше эффект, и наоборот, чем чаще повторяется материал, и чем реже вы проводите занятия, тем эффект от занятий меньше, и тем не менее, он все равно есть.
 
Методика Шичиды нацелена на долгосрочный результат. Родителям, которые собираются впустить методику в свою жизнь, стоит воздержаться от регулярных проверок знаний, так как в методике важен конечный результат, а не промежуточные, которые раз от раза могут различаться в зависимости от заинтересованности ребенка, его общего состояния и настроя.
 
Возраст, в котором стоит предлагать то или иное задание ребенку, родители определяют самостоятельно. Занятия желательно проводить ежедневно. Если проводить полноценные занятия ежедневно не получается, можно выбрать основные игры и проводить сокращенное занятие, а пару раз в неделю делать более развернутые уроки. Время занятий - от 20 минут до часа.
 
Все задания должны быть такими, чтобы ребенок мог самостоятельно справить с ними за 1-2 минуты. Если ребенок не успевает и не справляется, то родителю следует помочь и в следующий раз упростить задание. В любом случае ребенок должен чувствовать себя комфортно при выполнении каждого упражнения и не испытывать стресс от того, что у него что-то не получается.
 
Итак, примерный план методики.
 
  1. Настройка.

Настройка или Prelesson - это упражнения на расслабление перед занятием. Любое занятие нужно выполнять только в спокойном и расслабленном состоянии. В первую очередь заведомо не стоит начинать задание, если ребенок перевозбужден. Для успокоения ребенка его стоит сначала отвлечь: поговорить с ним, обнять, прочитать небольшую книгу, а затем приступить к настройке. Самые эффективные занятия всегда получаются сразу после утреннего или дневного сна, когда правое полушарие еще активнее обычного.
Для настройки Шичида предлагает включить музыку с альфа-волнами, в своих трудах он упоминает музыку Джеффри Томпсона, только обратите внимание, что музыка нужна именно с обработкой альфа-волнами, так как не вся музыка Томпсона обработана именно таким способом. Мы также используем в своих занятиях композиции Deva Premal и Liquid Mind, их легко можно найти в соцсетях. Также обратите внимание, что эту музыку не следует включать просто так. Ее следует включать за 10 минут до занятия, во время самого занятия сделать чуть потише и оставить фоном. В конце занятия музыку необходимо выключить.
Что входит в настройку:
  • Упражнение на дыхание. Ребенок может задувать свечу, пускать мыльные пузыри, дуть через соломинку на ватные помпоны, дуть на ленточки или перья, подвешенные на палочки, бурлить в стакане с водой через соломинку. Можно вырезать из бумаги туловище осьминога и подвесить к нему ленточки-ножки, чтобы при дуновении он ими шевелил. Можно таким же образом сделать облачко с дождиком или подвесить крошечные колокольчики, чтобы они начали звенеть. Дети постарше могут уже просто делать несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Шар энергии. Это упражнение, в котором ребенку предлагается сначала энергично тереть ладошки друг о друга, а затем, когда ребенок почувствует тепло между ладонями, начать «лепить шар» словно снежок, визуализируя энергетический поток. Когда шар становится очень большим, им можно умыться или даже «съесть». Если вам не нравится в виду каких-то причин это упражнение, его вполне можно пропустить, хотя по сути это обычная визуализация и как минимум никакого вреда принести не может. Если ребенок слишком мал, то во время этого упражнения мама может посадить его к себе на колени и выполнять это упражнение держа руки ребенка в своих. Когда ребенок научится делать это упражнение самостоятельно, он может сидеть напротив мамы и просто повторять за ней. Кстати, дети подобные упражнения очень любят.
Подробнее о настройке можно почитать здесь.
 
  1. Тренировка фотографической памяти:
 
Сетка памяти.

Это упражнение, в котором ребенку выдается небольшой разлинованный лист в виде сетки, в каждой ячейке располагается карточка с изображением. Ребенку предлагают посмотреть на изображение в целом в течение 5-30 секунд, в зависимости от количества ячеек. Затем карточки смешиваются, и ребенку надо по памяти восстановить их, расположив в ячейках.
Это упражнение обычно выполняют дети после 2,5-3 лет, однако можно придумать много вариаций с карточками, которые позволят разнообразить это упражнение и сделать его доступным для младшего возраста.
Варианты:
  • Выложить перед ребенком ряд карточек, дать посмотреть, затем собрать, смешать и добавить одну новую карточку. Выложить снова и предложить показать лишнюю.
  • Выложить перед ребенком ряд карточек, дать посмотреть, забрать, перемешать, но убрать одну из карточек. Предложить вспомнить, какой не хватает.
  • В быстром темпе продемонстрировать ребенку несколько карточек, сложить их так, чтобы ребенок не видел изображения на них. Предложить ребенку вспомнить, какие карточки он только что видел. Если ребенок называет правильную карточку, доставать ее из колоды и выкладывать перед ним.
  • Мой любимый способ - переворачивающиесяся окошки. Ссылка.
  • Аналогичным образом вместо разлинованных ячеек можно использовать любые предметы. Например, чистую коробку от яиц. В нее следует разложить мелкие предметы, дать посмотреть, затем высыпать и предложить разложить всё по местам.
  • Для детей помладше можно вырезать из картона плоские домики и раскладывать на них животных, затем предложить вспомнить, где чей домик.
  • Можно придумывать игры с предметами, вплетая в них сказку. Животные выстроились в очередь за мороженым, но вдруг полил дождик и все разбежались прятаться под деревьями, и теперь не могут вспомнить кто за кем стоял. Или дед Мороз нес игрушкам подарки - разложить подарки напротив кукол со словами: «Кукла Маша хотела карандаш, плюшевый мишка хотел ложку, ёжик хотел заколку». Затем сложить все в мешочек и сказать, что дед Мороз всё перепутал и забыл, и нужно срочно помочь ему вспомнить, пока все игрушки спят.
  • Можно располагать предметы или картинки вразброс на листе бумаги или ковре, не обязательно при этом придерживаться принципа ячеек, а затем попробовать вспомнить, кто где был.
  • Можно даже использовать пустой стеллаж с ячейками, раскладывая в него крупные предметы вроде игрушек.
Как родителям запомнить самим всё это? Я даже не пытаюсь, я снимаю на телефон и сверяюсь с картинкой)
 
Вот как Алиса делала это в 2 года 2 месяца.
 
Кстати, посмотрите вариант, как еще можно выполнять упражнения на тренировку памяти:
 
3. Еще одно значимое упражнение - это Цепочка памяти или Linking Memory.
 

Это мнемотехника для запоминания большого объема информации через связывание слов. Для этого перед ребенком выкладывают карточки и поочередно связывают их нелогичной историей. История должна быть максимально абсурдной, логики в ней прослеживаться не должно. Это дает два преимущества:

1. При запоминании ребенок не "подгоняет" слова под смысл. То есть, в логичной истории, например, лопатой копают землю, а в нелогичной лопатой копают небо. Или в логичной в кастрюле варят суп, а в нелогичной в кастрюле выращивают бананы, ну и так далее.

2. За счет необычных нелогичных историй мы показываем ребенку способы фантазировать, придумывать сказки - а это очень много. Это вообще чуть ли не самое важное, что сейчас может быть - развить фантазию)

Включать упражнение в арсенал следует тогда, когда вы уверена: ребенок понимает абсурдность истории.
 
У нас начало неплохо получаться где-то в 1,9, но у всех по-разному:
Подробнее о цепочке можно почитать здесь и здесь.
 
4. Мандалы.
 

 

Мандала - это такой вид рисунка, который проще всего НЕ анализировать. Он не содержит фактически никакой информации, кроме геометрических форм, он симметричен, и поэтому не отвлекает на поиск баланса и логики изображения. Именно поэтому мандалы так часто применяют для сосредоточения и расслабления.

В играх Шичиды на раскрашивание мандал используются именно они, так как в них нет никакой логики. Скажем, если дать ребенку обычный контурный рисунок, и попросить раскрасить по только что продемонстрированному образцу, то его мозг начнет анализировать изображение, присваивая ему "нужные" цвета, его внутренний настрой собъется. Так, для солнца он непременно выберет желтый, а для черепашки зеленый.

Играют в мандалы так: ребенку дают контурный черно-белый вариант мандалы и карандаши. Затем взрослый на несколько секунд показывает ребенку цветную мандалу, убирает ее и просит ребенка отметить карандашом на своем варианте, где какой цвет он видел. Для раскрашивания достаточно просто черкнуть линию, а не раскрашивать мандалу целиком.

Маленьким детям можно предложить упрощенное упражнение с мандалами, когда у вас есть две очень похожие и тем не менее не одинаковые Мандалы. На одну секунду вы показываете ребенку одну из них, а затем демонстрируете обе и предлагаете выбрать ту, которую он только что видел. Это упражнение так же можно усложнить, используя не две похожие мандалы, а большее количество.
Так же вместо мандал можно использовать любые изображения в стиле «найди отличия».
Много мандал можно скачать здесь, а еще кое-что есть здесь и здесь.
 
5. Флэш-карты.
 

 
До недавних пор велось много разговоров вокруг этого пункта. Флэш-карты - это обычные карточки с изображением предметов, в идеале они должны быть размером примерно в половину листа А4 - именно такие используют в школе Шичиды, демонстрируя их всей группе. Мое мнение, что для индивидуального использования карточки допустимо изготавливать немного меньше, но не менее, чем 10х15 см.
 
Изображение на карточке - максимально четкое и ясное, фон предпочтительнее белый, надписи или отсутствуют или написаны очень мелко, для чтения родителями, если ребенок при демонстрации сидит на руках, а не напротив. Если ребенок во время занятия сидит напротив, то карточки лучше подписывать с обратной стороны, держа стопку с карточками перед собой, доставая каждую новую карточку с конца стопки и перемещая ее вперед, одновременно прочитывая текст с обратной стороны.
 
Демонстрируя ребенку карточки в очень высоком темпе - примерно по полсекунды на карточку с одновременным озвучиванием того, что изображено на картинке, мы постепенно обучаем ребенка воспринимать поступающую информацию в очень быстром темпе, успевать воспринимать как визуальный образ, так и речь, и в дальнейшем это помогает ребенку открыть в себе фотографическую память. Сначала ребенок не успевает за новым темпом и поступающей информацией, но постепенно он привыкает и учится, и со временем такой темп усваивания уже не является для него чем-то необычным.
 
Вот как это делают в школе Шичиды (смотрите с 1 минуты 55 сек):
 
Загвоздка этого упражнения в том, что каждый день ребенку надо предлагать разные карточки. Число карточек для ежедневного просмотра должно стремиться к 100 или даже превышать его, если родители готовы на подобные подвиги. Таким образом, для бесповоротных показов в год необходимо иметь более 36 тысяч карточек. Согласитесь, задача почти невыполнимая для нормального человека, у которого помимо карточек есть еще и другие интересы в жизни. И материальные затраты на печать такого количества карточек совсем не маленькие, даже если пользоваться сервисами netprint и printbook, где стоимость отпечатка очень невысока.
 
Здесь есть один спорный вопрос. Решение каждый принимает для себя сам, взвешивая все «за» и «против». Дело в том, что есть простое решение этого вопроса - демонстрация изображений на компьютере. Вы просто загружаете картинки и листаете их стрелочкой - и проблема бессонных ночей исчезает сразу же, не успев появиться. Но проблема еще и в том, что у Шичиды вы нигде не найдете рекомендации смотреть изображения на компьютере. И, конечно, родители обеспокоены тем, что компьютерные показы могут влиять на зрение малыша. И тем не менее, я приведу свои доводы в пользу «за» такие показы. Отсмотрев со своей дочкой бумажные карточки более полугода, и напечатав почти три тысячи картинок, я решила демонстрировать их на компьютере. Это было обдуманное решение, приняв которое, я взвешивала свои представления о потенциальной пользе и потенциальном вреде, и первое перевесило. Именно поэтому было принято решение создать сайт www.supermom.ru, где каждый желающий сможет внести свою карточную лепту и получить доступ ко всей базе карточек. На данный момент карточная база превысила 70 тысяч картинок, а это примерно 2 года бесповоротных показов, поэтому сейчас доступ к базе стал платным, за символическую сумму можно купить безлимитный доступ ко всей картотеке на все время существования сайта.
 
Вот мои доводы «за»:
Во-первых, демонстрация 100 карточек при условии, что на одну карточку тратится полсекунды - составляет 50 секунд. Согласитесь, 50 секунд - это не то, что может окончательно и бесповоротно испортить зрение малыша при условии, что он не смотрит целыми днями мультики и не находится в замкнутом пространстве большую часть времени. Потому что если ребенок не смотрит по два часа в день мультфильмы, не играет в планшет или телефон, не бегает рядом с постоянно включенным фоном телевизором (доказано, что это опаснее, чем смотреть в экран напрямую), много гуляет - и таким образом фокусирует зрение на дальних объектах, и просматривает карточки на расстоянии полуметра от монитора, то 50 секунд на компьютере никак не смогут ухудшить картину в целом. Даже если это будет не 100 карточек, а 200. И тем не менее, на всякий случай я настоятельно не рекомендую начинать компьютерные демонстрации до года, а постараться обойтись бумажными карточками.
 
И еще. Почему-то среди мам распространено мнение о том, что это чуть ли не единственный способ освоить ребенком фотопамять, а все остальное уже довесок к флэш-картам. Это не так. Флэш-карты, как и все перечисленные мной упражнения занимают важную роль и входят в основной костяк упражнений для развития памяти. Но одно это упражнение никак не может быть единственным, так как для развития фотопамяти нужно стимулировать сразу несколько видов памяти: и зрительную, и слуховую, учиться запоминать цвета и формы, расположение предметов на плоскости и в объеме, и так далее. Данное упражнение с флэш-картами скорее готовит ребенка воспринимать поступающую информацию в сверхскоростном темпе, улавливать и картинку и звуковое сопровождение, так что одно это упражнение без поддержки других игр «весит» не так много, но и без него арсенал развития фотопамять нельзя считать полноценным.
 
Скачать некоторые карточки для печати можно здесь, а получить безлимитный доступ для ежедневных просмотров до 200 флэш-карт можно здесь!
 
6. Конструирование
 
Шестое важное упражнение, которое желательно включать в свои занятия - конструирование.
 
 
Шичида предлагает для этого древнюю игру в Танграм, и надо сказать, игра очень хороша, так как развивает ребенка сразу по нескольким направлениям, влияя и на восприятие, и на воображение, и на внимательность, на память и многое другое.
Игру в танграм вполне можно заменить блоками Деньеша или даже конструктором типа Лего, выбрав два одинаковых комплекта разных кубиков, сложив из одного башенку или другую фигуру, а другой комплект предложить малышу, чтобы он повторил вашу, собрав такую же по форме и цвету. В дальнейшем упражнение можно усложнять, увеличивая количество деталей. Вариант еще сложнее - продемонстрировать свой вариант башни, дать его рассмотреть, а затем убрать и предложить сложить по памяти.
О танграмах можно почитать здесь, обзор конструкторов - здесь!
 
7. Моторика
 
Также рекомендуется включать в занятия игры на моторику. Здесь может быть:
  • шнуровка
  • нанизывание бусин
  • работа со щипцами
  • переливание жидкостей
  • магнитная рыбалка или прочие подобные игры
  • проводилки и прописи (я использую Купоны или рисую сама)
  • Вырезание (тоже отлично подходят Кумоны)
  • Складывание бумажки по контурам (и опять Кумоны)
  • И все, что вы сами сможете придумать на 1-2 минутки.
 
8. Логика и интеллект
 
Так же в занятия стоит включать упражнения на развитие логики и интеллекта:
  • продолжи цепочку: красный круг, синий круг, желтый круг, красный круг, синий круг, желтый круг… Постепенно цепочки следует усложнять
  • Найди лишний предмет: окунь, креветка, ящерица, осьминог, морской конек. Или: брюки, носки, рубашка, платье, туфли, колготы. Детей постарше надо попросить объяснить свой выбор.
  • Функция поиска: на картинке разбросаны предметы, почти все из них повторяются, надо найти тот, который не имеет пары.
  • Найти логическую пару предмету: птица-гнездо, гусеница-бабочка, дерево-лист и пр.
  • Выстроить логическую цепочку действий и расположить в нужном порядке: яблоко на столе, огрызок, мальчик ест яблоко.
  • Собери картинку. Здесь можно использовать как просто разрезанную на несколько частей картинку, так и пазлы.
  • Найти на картинке как можно быстрее заданный предмет (есть много книг-картинок с подобными заданиями).
  • Экстраполяция изображения. На картинке изображена часть предмета, надо догадаться, что это за предмет.
  • Соотнести изображение и его тень или контур.
 
9. Сенсорика
 
Малышам стоит предлагать больше занятий на сенсорное восприятие:
  • Вытащить из мешочка загаданный предмет, опознав его на ощупь. Можно подготовить карточки с изображением предметов в мешочке, можно просто называть их.
  • Показать, какой из разложенных перед малышом предметов мягкий, какой твердый, гладкий, скользкий, шершавый, пушистый и т.д. Дать потрогать все предметы.
  • Предложить ребенку различные сортеры по цвету, форме, размеру или назначению.
  • Предложить ребенку лото с карточками или предметами.
 
Принцип, я думаю, понятен, дальше можно придумать самостоятельно, использовать сборники заданий и пр.
 
Особое место в сенсорных играх занимают игры на цветовосприятие.
Подборки игр на цветовосприятие можно посмотреть здесьздесь и здесь, и еще вот тут.
 
10. Интуиция
 
В это можно верить или нет, в любом случае, если вам этот пункт не интересен, просто не включайте его в свои занятия.
 
Шичида объясняет интуицию и телепатию как улавливание вибраций мира. Все в мире излучает свои сигналы: любая вещь, любое действие вибрируют с определенной частотой. Дети способны улавливать эти сигналы и подобно азбуке Морзе преобразовывать обратно в образ. Со временем «шестое чувство» у детей отключается, так как не находит применения во взрослом мире.

Вот простой пример, описанный в книге Шичиды: папа ведет девочку в детский сад. По пути девочка говорит,
что сегодня их воспитательницы не будет, а в группе появится новый мальчик. Все так и случается. Девочка
уловила сигналы совершившегося действия, то есть тех событий, которые уже сложились и подавали сигнал:
воспитательница тогда уже была больна и уже собиралась остаться дома, а новенький мальчик уже был
записан в группу, и мать вела его в детский сад.



Играть в интуицию очень просто, достаточно загадывать, под каким стаканчиком лежит предмет или за каким
листиком спрятался нарисованный жучок - и давать ребенку отгадать. Со временем количество стаканчиков
увеличивается, равно как и разнообразие предметов, которые следует отыскать. Но с подросшими детьми
лучше всего использовать жизненные ситуации и просить угадать, например, кто сегодня придет в гости на
ужин, или куда вы собираетесь поехать на выходные. Вы также можете мысленно подсказывать своему
ребенку.
 
11. Воображение
 

Как ни странно, многие связывают воображение напрямую с творческими профессиями, например, художником, дизайнером или писателем. Но это совсем не так. Воображение или креативное мышление нужно везде: от способности быстро и неординарно решить поставленную задачу, даже если она из области, скажем, логистики или планирования, и заканчивая обустройством собственного быта и организации своего досуга. Оно необходимо для моделирования, планирования, игры, творчества и образной памяти. Стоит ли говорить о том, что результатом всей деятельности воображения является идея. И именно идеи, захватывающие человека, способны внести что-то новое в его жизнь, и даже жизнь целой планеты.

Чтобы мозг научился думать латерально, то есть не по шаблону, ему постоянно нужно подкидывать различные задачи и материал, который будет служить базой для создания чего-то нового. Конечно, я сейчас говорю о знаниях, эмоциях, впечатлениях, зрительных образах и так далее.

Наиболее интенсивно воображение развивается именно в раннем возрасте. В дошкольном возрасте происходит не только закладка, но и совершенствование, и усложнение функции воображения, а как следствие, и творческой функции.

Подробнее о воображении и о том, как его развивать, можно почитать здесь.
 
.........................................................................................
 
Шичида советует включать в занятия также и физические упражнения, но предложенных им упражнений явно недостаточно для гармоничного физического развития, так что, конечно, в рамках занятия можно сделать небольшую зарядку или гимнастику, но стоит иметь ввиду, что отдельно от занятия стимулировать двигательную активность ребенка также нужно.
 
Так же Шичида рекомендует включать в занятия чтение на иностранном языке, элементы звуковосприятия (развитие слуха), но опять же, на мой взгляд, этих занятий будет недостаточно, поэтому включать их сейчас для общего развития или развивать слух и языковые навыки ребенка вне занятия по Шичиде - решайте самостоятельно. Мы для себя выбрали второй путь.
 
Итак, подводя итоги, я могу сказать, что очень важное условие в занятиях - это постоянная смена деятельности. Только представьте, какой объем совершенно разных игр проигрывается ребенком во время занятия. Такая интенсивная программа при условии спокойствия и расслабленности - залог умения концентрироваться, быстро переключаться и учиться решать любые жизненные задачи без стресса.
 

Считается, что в современном мире преимущества у тех, кто умеет сосредотачиваться на поставленной
задаче. Способность концентрироваться - один из важнейших критериев для дальнейшего успешного
обучения в школе, университете, для качественной работы и вообще для достижения любых результатов,
связанных с образованием и его дальнейшим применением.

Чтобы развить в ребенке усидчивость и концентрацию, в первую очередь надо научиться включать внутренний
фильтр на все внешние раздражители, чтобы не отвлекаться по мелочам.

Помимо этого нужно научиться быстро и без проблем переключаться между разными видами деятельности и
уметь последовательно решать задачи. Поначалу цепочка заданий может быть совсем небольшой, но
постепенно ее надо расширять и усложнять. Чем длиннее цепочка и длительнее концентрация, тем лучше.

Конечно, все это происходит далеко не сразу, к этому идут, часто начиная этим заниматься еще до года, и это
действительно дает результаты, хотя и требует хорошей концентрации и сосредоточения родителей или
педагогов)))
Ну и напоследок, хочу сказать, что для меня эта методика стала отправной точкой в выстраивании наших занятий с Алисой. Однако и мы многое адаптировали, добавили или видоизменили, оставив суть, но поменяв облик. Так, занятия английским, музыкой, творчеством и спортом проходят у нас отдельно от основного занятия, так как требуют на мой взгляд более серьезной проработки. Ну и, конечно, упражнения на развитие моторики в рамках занятия тоже дают не много, они скорее для разнообразия и смены вида деятельности, ведь смысл методики в том, чтобы постоянно переключать мозг на решение разных задач.
 
Что касается самих занятий, Шичида говорит о том, что занятия можно разбивать на блоки в течение дня, но каждый раз надо будет заново делать настройку и выбирать время, когда малыш готов: не перевозбужден, не устал, не голоден, не имеет других намерений о том, как провести ближайшее время.
 
Еще из важного, что стоит знать. Шичида в своих трудах многократно повторяет, что любое знание малыш должен получать в сопровождении родительских любви и ласки. Любые упражнения не должны подчинять себе волю малыша. Если он не хочет заниматься и вы никак не можете его мотивировать - поищите другое время и попробуйте другой подход.
Если ребенок не может выполнить упражнение, дайте ему другое, помогите или упростите, но ни в коем случае не ругайте и не выражайте недовольства. Похвалите за хорошо сделанное задание. Подбодрите малыша и скажите, что в следующий раз у него получится лучше, если сейчас у него не получилось. Следите за состоянием ребенка, как только ему станет скучно, он начнет маяться или отвлекаться, значит что-то идет не так - заканчивайте и переносите занятие на другое время.
 
Шичида также говорит о необходимости постоянно расширять детям словарный запас, объяснять новые понятия, отвечать подробно на все вопросы. Думаю, для многих это не ново, впервые об этом заговорил американский коллега Шичиды - Гленн Доман. Давать ребенку знания о мире можно начинать уже с рождения. К двум годам пассивный словарь ребенка должен насчитывать не менее 2000 слов. Эта пассивная лексика рано или поздно обязательно перейдет в активную.
Большую помощь в процессе формирования лексикона, расширения кругозора и знаний о мире, конечно, играют книги, поэтому ребенку следует читать качественную литературу, останавливаться на сложных моментах и приучать любить книги с самого раннего возраста.
 
Если у вас все еще остались вопросы и сомнения, посмотрите мой пост о сложных вопросах в методике Шичиды, и возможно он станет вам чуть понятнее.
Так же у меня в разделе на сайте есть описания методики и планы для разных возрастов: занятия до года1-2 года, примеры занятий в 1,5 года: здесь и здесь, план занятий на 2-3 года.
 
Надеюсь, теперь введение в методику станет понятнее! Удачных занятий!
2017-06-20 01:07
БабиеваСтелла
Лиза вы просто невероятная! Буду кратка: где можно прочитать ответ на комментарии? У меня схожая ситуация с первым комментом. Нам 1.10 пытаемся заниматься но из упражнений получается только дыхательные задуваем свечку и сетка памяти 2х2. Шар энергии мадам соизволила вылепить только 1 раз. Больше ничего не делает и не хочет! Что посоветуете?
2016-07-09 00:01
Березина Татьяна Владимировна
Березина Татьяна
Лиза, здравствуйте! Огромное спасибо за Ваш труд, обожаю ваш сайт,узнаю много нового. У меня вопрос по использованию методики Шичиды. Мой ребенок- мальчик 1 год 5 мес. не может или не хочет выполнять мои задания. Я с вечера заготовлю все, как рекомендовано, а у него свои планы, карточки разбрасывает, онлайн карточки смотреть не хочет, его хватает максимум на 2 темы,если материалы лежат в коробке, то неважно, что я показываю, ему хочется обязательно залезть в коробку. ОЧЕНЬ хочется узнать, как же так умудриться и позаниматься с ребенком, и не раздражаться на себя, что что-то не получается. Еще упражнение "Шар энергии" делать не хочет. Зато научились дуть- сдували вату со стола, теперь выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечи.И по поводу он-лайн карточек вопрос-у вас на сайте много тем со сложными картинками, типа картин художников, замков, дворцов и других,и с длинными названиями- их тоже нужно очень быстро просматривать или нет? За 0,5 сек. у меня не получается прочитать некоторые названия. Еще хочу спросить о действующих школах, если это известно, по данной методике в России. Как Вы однажды заметили, что дома много отвлекающих моментов.Как сами японцы занимаются дома? Если сможете ответить в своих постах, буду очень благодарна. А еще очень интересна тема развития старших детей- после 10 лет.Еще раз спасибо и побольше сил и здоровья Вам и всей вашей прекрасной семье!
2016-06-20 15:39
Доценко Алена Мартиновна
Елизавета, добрый день. Подскажите пожалуйста назыание книги на английском "малыши-гении", перевод которой вы выкладывали. Хочется почитать в оригинале. Заранее спасибо.
2016-02-10 21:22
Ефименко Юлия алексеевна
Здравствуйте!Не могу посмотеть демо-версию карточек,пишет цензура.Хотелось бы оплатить и начать занятия,но боюсь будет тоже самое((
2015-12-20 10:47
Зравствуйте! Перестал работать доступ. У меня оплачен безлимит. При попытке залогиниться через ОК, выдает ошибку сервера. Зашла сейчас с чужого аккаунта. Исправьте пожалуйcта. Занятия простаивают. Мой аккаунт redzevskaja@mail.ru
2015-12-09 17:29
Ушакова Олеся
Лиза, добрый день, ссылка на переворачивающиеся окошки нерабочая(((
2015-11-12 21:48
Шагеева Анастасия
Лиза, подробнее статьи и разъяснений я еще нигде не читала, спасибо огромное!
2015-11-06 00:35
Анна Потапенко (Недовизина)
Лиза, спасибо огромное за разъяснения по методике!! Вы замечательная мама и очень творческая личность!! Большой вам удачи!!
2015-11-06 00:32
Анна Потапенко (Недовизина)
Лиза, добрый день, не могу заплатить из Канады ни по одной из указанных платежных систем. Нет ли у вас системы PayPal?
Девочки, может у кого есть опыт оплаты из Канады, поделитесь пожалуйста, как оплатить??
2015-11-01 23:01
Ходина Елена
Просим просим пост про изучение географии!))
2015-11-01 22:58
Ходина Елена
Здравствуйте, Лиза! Благодарю Вас за такой потрясающий ресурс для развития ребёнка! Перечитала много методик, потом на открытии центра Как здорово послушала Вас и ... меня затянуло)) Очень понятно и интересно пишите, и отдельное спасибо за книжный обзор
2015-10-26 14:25
Тамара Шапошникова
Добрый день, Елизавета. очень заинтересовал Ваш сайт и методика. У меня к Вам предложение о создание книжного проекта по данной методике Вашего авторства. Я представляю издательство "Питер". Мы печатем книги для родителей, в частности сейчас у нас выпускается проект "Монтессори у вас дома", созданный профессиональным Монтессори-педагогом Бобровой Натальей Борисовной. http://www.piter.com/search?q=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B8+%D1%83+%D0%B2%D0%B0%D1%81+%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0

Мой рабочий мэйл shaposhnikova@piter.com
2015-10-24 11:00
ЮЛИЯ КОСЕНКО
Добрый день, подскажите пожалуйста, я из Украины, как я могу оплатить безлимитный просмотр карточек? Спасибо за ответ.
2015-10-14 05:23
Inna Dinova
Добрый день, подскажите, как из Украины оплачивать просмотр.
2015-10-11 14:59
Кондрашкина Елена
Лиза, добрый день! Мы с дочкой начали заниматься по методике Шичиды, придерживаясь Ваших рекомендаций, карточки смотрим онлайн на Вашем сайте. Сейчас просматриваем по 160 карточек и плюс всегда математические. Начинали мы просматривать карточки ежедневно, но в последнее время это стало не регулярным занятием. Вчера я столкнулась с тем, что вместо привычных для меня "точек" пошли примеры)))) я даже растерялась немного))) И я вот подумала: а не сложно ли сейчас дочке воспринимать примеры? Может быть, ввиду нерегулярных занятий, мне стоит начать показывать ей математические карточки с самого начала, а потом уж перейти к примерам? Подскажите, пожалуйста.
Яндекс.Метрика
Реквизиты ИП   Почта: admin@supermom.ru