АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Английский детям (и просто во что поиграть)

 
 
Идеей второго, а затем и последующих языков я загорелась с Алисиного рождения. Наверное, это то, чего мне самой по жизни остро не хватало. Я владею английским на вполне неплохом уровне, могу читать на английском, смотреть фильмы, но сама говорить - никак. Нужные слова просто не приходят мне в голову. Потому что я думаю по-русски. Когда-то один очень опытный педагог снимал мне языковой барьер, и я действительно бегло заговорила и могла без стеснения общаться на любые темы. А вся хитрость была в том, что он не говорил со мной по-русски вообще. Даже по телефону, когда назначал время урока. Ему было все равно, стою я в очереди в булочной или еду в автобусе. Не можешь говорить - показывай на пальцах, но русский язык во время наших занятий не использовался вообще. Я помню, как первое время старалась трудные фразы, которые не могла озвучить на английском, произносить по-русски, якобы, спрашивая совета, как это правильно сказать. Но если педагог отвечал на такие просьбы, информация устаивалась с большим трудом. Наверное, я осознавала, что в момент большого коллапса я всегда могу не думать, а сразу начать изъясняться на родном языке. Мой педагог быстро прекратил эту практику, и тогда мой мозг начал использовать больше своих резервов, а не сразу в случае любых трудностей переключаться на русский.
 
Сейчас мы решили применить этот же принцип с детьми.
 
У нас сформировалась небольшая группа из трех человек. Занятия было решено проводить ежедневно для максимальной эффективности, потому что с детьми действует накопительный принцип - чем больше и чаще, тем скорее они заговорят. Смысл в том, что с детьми здесь работает прогрессивный метод. Если вы занимаетесь шесть раз в неделю, и ребенок заговорит через полгода, это не значит, что при занятия три раза в неделю он заговорит через год, а при занятиях один раз в неделю - через три. При занятиях раз в неделю ребенок может не заговорить никогда. Пример тому - современная школа, после которой дети так и не могут изъясняться на иностранном языке.
 
Длительность занятий - от часа до полутора, в зависимости от общих настроений в массах, потому как дети в нашей группе подобрались очень разные по темпераменту. Просто полные противоположности друг другу: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень. Да, в группе у нас трое детей: девочка, мальчик и еще мальчик.
 
Во время занятий никто из взрослых не говорит по-русски. Все общение происходит только на английском. Это ключевое условие. Если на занятии присутствует кто-то из родителей, он говорит по-английски. Если родитель плохо знает английский, он говорит по-английски или молчит. Мы долго обсуждали эту тему, и решили, что надо только так и никак иначе. Это и пример детям, и языковая среда. По поводу присутствия родителей - это тоже отдельная песня. Идеально, когда занимаются только дети и педагог, но у нас случается по-разному. Иногда нужен кто-то из родителей в качестве ассистента, иногда родителю просто некуда деться на время занятия, и он остается - ситуации разные, но всегда лучше без родителей. И дети послушнее, и не отвлекаются по пустякам, и сами решают свои проблемы, а не бегут к маме под крыло и пожаловаться.
 
Условно мы разделили урок на несколько частей, и каждый раз готовимся к занятию заранее. Первое, что мы делаем - это поем приветственную песенку. Так мы сообщаем детям, что занятие началось. Потому что всегда надо обозначать начало и окончание урока, чтобы ребенок понимал, когда мы переключаемся с языка на язык.
 
Затем переходим к тематической песенке, смотрим мультик на определенную тематику на ноутбуке, а потом идем играть. Мы обязательно стараемся соблюсти правило, чтобы интересы детей относительно игрушек не пересекались. То есть мы всегда делаем три абсолютно одинаковых комплекта, чтобы им нечего было делить. Например, вот:
 
 
Обычно на каждом занятии мы проводим какую-нибудь подвижную игру.
Идем в путешествие по Средиземью: лезем через горы, карабкаемся сквозь пещеры, прыгаем по кочкам на болоте...
Играем в паутину:
Прыгаем по мостику из цветных кочек:
Сортируем яблоки:
И какую-нибудь тематическую или ролевую игру, или устраиваем какую-нибудь возню, пока погода позволяет.
Кормим животных:
Обустраиваем лес или ферму:
 
Готовим:
 
Сажаем цветы и огородничаем:
 
Размораживаем айсберг:
 
 
Ищем сокровища и сортируем их:
Украшаем дома драконам:
Иногда читаем книжки:
По возможности мы стараемся связать несколько игр одной темой. Например, посмотрели мультик про пожарных, все вместе раскрасили заготовки для огня, поставили их на улице и тушим из заранее приготовленных шлангов, параллельно спасая из леса зверей и называя их.
 
 
 
Затем мы переходим к творческой части. Алиса готова выполнять любые задания, а вот мальчишкам из нашей группы нужно придумать такие занятия, чтобы они согласились их делать, поэтому просто рисование на вольную тему или вырезание ножницами нам не подходит. Мальчишки просто не будут этим заниматься. Поэтому мы делаем заготовки для лепки или аппликации. Творческими я называю эти задания условно, потому что давно понятно, что в аппликациях из заготовок нет ничего творческого.
 
 
 
После творческой части мы садимся пить чай или обедать, мамы пьют кофе, параллельно разговаривая друг с другом и с детьми по-английски. На прощание мы поем гудбай-сонг, после этого сообщаем, что теперь мы можем общаться по-русски.
Конечно, придумать каждый день три новых игры, сделать заготовки, найти мультик и музыку, собрать игрушки по теме - очень трудоемко, поэтому мы стараемся использовать максимально простой материал. Хотя вы видите, что во все эти игры можно было бы играть по-русски, без привлечения языка.
 
Проводя англоязычное занятие, нужно всегда выбирать максимально простые игры. Не стоит стараться сделать из английского занятия еще и развивающее. Ребенок должен находиться в максимально комфортных для него условиях, он не должен решать новые задачи, иначе вся его деятельность будет сосредоточена именно на этом, а не концентрироваться вокруг иностранного языка. Поэтому для занятий стоит отбирать уже пройденные привычные игры. Желательно, каждый раз разные, но уже давно знакомые.
Поэтому для английских занятий трех-четырехлетнего ребенка оптимально подойдут игры, которые присутствовали в вашем графике от года до трех: сортеры по форме, цвету или назначению, крупы, простые игрушки: мяч, машинки, куклы, животные; простейшие пазлы, наклейки, аппликации, кубики, карточки и самые детские книжки. Чем проще - тем лучше.
На занятиях в первую очередь нужно охватить не столько существительные, сколько глаголы действия. Усвоив основные глаголы, дети смогут выполнять поручения, сразу станет проще воспринимать задания: подай, принеси, покажи, назови, скажи, возьми, иди, стой, разувайся, одевайся, открывай, держи и т.д. - выбирать нужно самые общеупотребительные и постепенно расширять лексикон. По мере занятий лучше всего охватывать бытовые темы. Например, помещения в доме: кухня, прихожая, спальня, детская, ванная, и предметы в них, названия игрушек и самых простых предметов вокруг в доме и на улице. Не стоит тщательно прорабатывать каждую тему, лучше дать лексику везде по чуть-чуть, а уже потом углубляться. Например, не стоит с ходу рассказывать про названия цветов и деревьев, для начала нужно выучить только «цветок» и «дерево», этого будет достаточно. Нюансы и тонкости можно будет спокойно подключать, когда ребенок уже будет достаточно хорошо понимать простую бытовую речь.
 
Кстати, если вдруг с бытовыми темами у вас возникают проблемы, вам на помощь придет Свинка Пеппа! Я не знаю более проработанного мультика, охватывающего все бытовые и социальные темы: темы семьи и взаимоотношений. Кстати, Пеппа стала не только нашим главным мультиком для просмотра на английском, но и главным героем наших игр - это тот персонаж, который говорит в нашем доме только на английском - так советуют все пособия. Если честно, что касается Алисы, я не уверена, что ей это было необходимо. Потому что хоть во всех программах детского сада и других книгах по детскому развитию и трубят, что ребенка надо заинтересовывать через героя, которым должен стать, например, Петрушка, надетый на руку, Алиса к таким фокусам относится с явным недоверием и пытает меня на тему, поему все думают, что Пеппа говорит сама, если за нее говорит Аня. Может быть, конечно, другие дети просто делают вид, что верят взрослым, и молчат, а моя не молчит) В общем, нужна кукла на руку или еще какой-нибудь главный герой - надо почувствовать по ребенку.
 
Ну и еще. У Алисы хорошее произношение. И пока все спорили и то ссылались на исследования британских ученых, то на опровержения исследований, я по совету Масару Ибуки просто включала Алисе аудиозаписи на английском. Не каждый день, но часто и почти с рождения. Результат я вижу сейчас: произношение и интонации радуют слух. 
Что касается самих занятий, я уверена, что только погружение в среду даст хорошие результаты. И еще я уверена, учить язык надо начинать еще до школы, когда он способен усвоиться так же естественно, как и родной, без зубрежки, правил, спряжений и склонений и времен. Безусловно, их потом тоже придется учить, но говорить свободно и легко ребенок сможет начать уже и без них. Потому что, все помнят, примерно до шести лет все дети - правополушарники, языки им даются просто и быстро, хоть один, хоть три.
 
Кстати, когда табу на видео было снято (то есть примерно года в два), я начала включать ей Пеппу на английском. Сначала по одному мультфильму, потом постепенно уже по несколько. Они короткие, идут всего 5 минут. Но уже через пару месяцев нерегулярных просмотров пару раз в неделю она могла перевести мне очень много слов. Я не переводила ей их, просто однажды решила проверить, и начала называть ей английские слова из мультиков, а она отвечала мне, что это означает по-русски.
 
В три к нашим мультфильмам подключился английский с иностранным носителем в саду. Язык был трижды в неделю по полчаса, и, понятно, что занятия были очень малоэффективными. И вот в 3,5 у нас начался английский с кандидатом наук, девушкой Анной, живущей в нашем поселке. Это, конечно, элемент случайности, что все так удачно сложилось для всех нас: я готовлю практическую часть с играми, а наш педагог осуществляет все это на высшем уровне, дирижируя стайкой детей и маршируя в такт. В общем, нам, конечно, очень повезло, но сейчас, после долгих разговоров с Аней, я уверена, что добиться результатов можно даже не владея языком, даже не имея под рукой носителя. Главное, знать, как, не бояться и не лениться. Если результат превыше всего остального, если вы видите сакральный смысл в том, чтобы дать ребенку язык, будь то космополитические взгляды или желание помочь ему без лишних усилий в будущем занять место под солнцем, все это осуществимо.
 
По результатам двух месяцев, бок о бок проведенных с нашим педагогом, каждый будний день по часу-полтора, хочу сказать, что дети понимают всё. И я вижу, что не пройдет и полугода, как они заговорят. И не пройдет и года, как они заговорят хорошо. То есть это эксперимент, в результате которого я уверена.
 
Ну и в заключении, все песни и ролики мы берем в контакте и на ютубе. В контакте достаточно ввести Children's Songs in English и идти по списку. На ютубе можно поискать по запросам Nursery Rhimes, Simple Songs, Mother Goose Club, Kids Songs и др. Приветственную и прощальную песенку можно так же выбрать по запросу Hello song и Good Bye song.
Отдельно от занятий я бы порекомендовала детские передачи от телекомпании HBO: Сlassical baby poetry show, music show, dance show, art show.

 

Всем плодотворных занятий!

2016-09-28 12:29
Алма Amina
Круто-спасибо за информацию , за доступную информацию вы чудо, моей дочери 6 месяцев, начну учить
2015-10-25 04:31
Попова-Борисова Марина
Лиза, вы чудесная!!!!! Просто уникальная энергичная вдохновляющая супермама!!! Людям, которые с вами знакомы и общаются с вами лично очень повезло что Вы есть!!! огромное спасибо вам за вдохновление и ту позитивную энергию которой вы делитесь через ваши статьи с читателями!!!! всего вам только доброго!!!!
2015-09-21 11:58
Торговицкий Денис
Лиза, спасибо большое за подсказки! В нашем детском клубе уже четвёртый год работаем по программе, которую именно по таким принципам составляем преподаватель сама! Наши детки занимались с 6-7 месяцев, сейчас им по 3,5 года - понимают всё!!
Насчёт английского персонажа - очень здорово сказано у Валерии Николаевны Мещеряковой (чудесная методика для начинающих деток с 3х лет): "Васенька, ну ты же уже взрослый мальчик и прекрасно понимаешь, что Пеппа- игрушечная и сама говорить не может, поэтому я помогаю ей, говорю за неё."
2015-09-11 14:45
Краснова-Грыцив Юлия
Большое спасибо! не только за структурированный материал, а, в большей степени, за вдохновение!
2015-08-25 15:15
Dilara Karashayeva
Спасибоспасибоспасибо)))) да, мы все не нарадуемся, что нашли вас)))
2015-08-25 15:08
Dilara Karashayeva
http://supersimplelearning.com/songs/themes-series/animals/lets-go-to-the-zoo/ вот на этом сайте много очень крутых простых песенок для детей и другой материал для изучения английского.
2015-08-03 16:38
Булатова Алёнка
Спасибо огромное! Такое ощущение, что у Вас 50 часов в сутках! Ставлю аудиокниги своей 2-летней отсюда: loyalbooks.com Не слушает, конечно, но, надеюсь, слышит и записывает на подкорочку :-)
2015-07-31 14:40
Кириллова Анастасия
Очень круто!!!!
2015-07-30 00:40
Наталья Наталья
Лиза, спасибо Вам огромное человеческое за ваш труд, за то, что не устаете делиться с нами информацией!
2015-07-29 14:34
Уждавини Галина
Да, большое спасибо, Лиза! Как всегда подробно, без воды, очень полезно и вдохновляюще! Соглашусь с Натальей, что еще очень структурировано. Я читала помню пост на эту тему, и там было сказано, что для обучения ребенка языку, надо просто делать ВСЕ, что вы делаете в обычной жизни, с сопровождением фраз на иностранном языке. Но как именно? Вы показали напрвление. Еще раз спасибо!!!
2015-07-29 13:50
Fisher Kristina
Лиза, замечательный пост, спасибо большое. Совершенно согласна с Bами и с Bашим подходом. Лиза, а не планировали ли Bы сделать английскую книжную полку для детей как рубрику?
2015-07-29 13:11
Valentina Chudinovskikh
Лиза, вы - волшебная, как из другой жизни. Фея, может быть.......... Это не Вам повезло, а всем окружающим Вас людям и нам, читающим, с Вами крупно и круто повезло! Спасибо Вам бескрайнее, за Вас саму. Сил Вам и вдохновения!
2015-07-29 09:25
Викторовна Наталья
Лиза, огромное Вам спасибо за пост! Мегаполезный!!! Очень хочу начать вводить английский дочке, но не знаю с какой стороны подступиться. Сколько не читала и не смотрела в интернете информации на этот счет, все было сложно, запутанно и непонятно. А Вы многое прояснили, прямо по полочкам разложили. Ещё раз большое спасибо!
Яндекс.Метрика
Реквизиты ИП   Почта: admin@supermom.ru