АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Творческие процессы в организме - 3. Колористика.

 
Примерно с 2,5 лет мы практикуем не просто смешивание цветов, а подбор цвета. Я нахожу какую-нибудь книгу или репродукцию, где преобладает один основной цвет, и мы стараемся нарисовать цветовую карту этой картины.

Я постоянно обращаю Алисино внимание на то, что в зависимости от освещения предметы меняют свои цвета. Зеленые деревья можно нарисовать синим, и мы будем знать, что они зеленые. Снег можно нарисовать розовым, но мы все равно узнаем в нем белый снег. Обращаю на это внимание, естественно, не только на иллюстрациях, но и во время прогулки, показывая на живой природе все особенности изменения цвета и света.
Алиса увлеклась этой идеей и совершенно самостоятельно начала рисовать картины. Например, закат:

Рисование красками у Алисы всегда разное. Я придерживаюсь мнения, что ребенку не надо давать все цвета разом, а знакомство лучше начать с одного интенсивного цвета. Изучить его, порисовать им, прочувствовать его. Затем на следующем занятии добавить второй, и посмотреть, как они смешиваются. Лучше всего сначала наблюдать за каплями краски в воде, а затем уже смешивать на бумаге или в палитре. Постепенно можно изучить все цвета и работать сразу с несколькими. Так ребенок сам придет к пониманию, что с чем можно смешивать, как добиться нужного цвета, а не будет разводить на листе грязь, пытаясь охватить все разом.

Я, когда я предлагаю Алисе порисовать одним цветом, я уже стараюсь предложить какой-нибудь сложный цвет. Часто я наблюдаю, как она не знает, что делать с цветом, что им нарисовать. Тогда она набирает краску на кисть и начинает водить по листу. Пятно рождает в ее голове образы, и очень скоро ее может озарить. Да это же грозовая туча!

Сейчас мы берем уже много цветов сразу, я подкрашиваю воду в несколько цветов, а потом мы их смешиваем в разных вариациях и пропорциях и смотрим, что получается. Я заодно учу ребенка работать с пипеткой. Можно сказать, что у нас занятие по Монтессори.

Очень хорошее упражнение - дать ребенку смоченный губкой или в ванночке лист бумаги и просить капать на него акварельной краской. Она будет жить на листе сама по себе, расплываясь пятнами и смешиваясь.

Кстати, смешивать можно не только краски. Подкрашенную пену для бритья или пластилин, например. В этом случае вы задействуете еще и тактильное восприятие.
 
Очень важно познакомить ребенка с цветом во всех его проявлениях, посмотреть на один и тот же цвет при ярком свете и в потемках, на улице и под лампочкой, обсудить это, обратить на это внимание. Можно рассматривать цвет относительно поверхности, на которую он нанесен. На мокрой бумаге расплывается, на сухой - оставляет четкие линии, в воде растворяется и блестит мокрыми боками, в ковёр салфетку впитывается, а по стенам молоку растекается.
 
Мне нравится, как Алиса рисует что-то общее, закрашивая весь лист. Она переносит на бумагу закат, море или зеленую поляну. Мы добавляем в них оттенки, я рассказываю, что море у поверхности светлее, потому что туда еще проникает солнечный свет, а внизу, у самого дна, темнее, и она учится рисовать градации - плавные переходы цвета.
 
Очень важно увести ребенка от шаблонного рисования, не учить преждевременно, как правильно нарисовать коня, ворону или солнышко. Важно дать прочувствовать краски, сделать их чем-то привычным, знакомым и понятным, и не требовать от ребенка шедевров, однажды он принесет вам их сам. Только понимая, как работать с одной или двумя красками, ребенок научится самовыражаться на бумаге.
 
...................................................................................................................................................
Еще о цвете у меня можно почитать здесь:

 

2015-04-08 17:18
Ашык Наталья
Ой, вспомнилась еще одна замечательная техника из далеких времен моего посещения художественной студии. Может быть, будет полезно читающим :) На листе бумаги рисуются цветовые пятна гуашью, можно один цвет, потом лист складывается пополам и получается такая цветовая клякса. Это пятно потом можно детально прорабатывать, фантазировать, на что это похоже и дорисовывать уже придуманный сюжет. еще одна похожая техника, когда на полиэтилене или пленке рисуются цветовые пятна, можно взять один цвет, потом сверху на краску прикладывается бумага, хорошо разглаживается и в результате получаются такие цветовые кляксы на бумаге. Эти пятна-кляксы тоже потом можно прорисовывать. и еще одну технику вспомнила, но это уже для деток постарше наверное. на листе рисуется цветной фон, цвет и узоры на ваше усмотрение. потом покрывается воском (мы просто свечкой хорошенько натирали), а потом все покрывается черной гуашью или тушью. после того, как высохнет, можно процарапывать рисунок палочкой или чем-нибудь остреньким, верний черный слой снимается, и остается цветной след фона. очень эффектно и необычно. буду рада, если кому-то эти техники пригодятся!
2015-04-08 17:02
Ашык Наталья
Лиза, огромное спасибо за такой интереснейший пост!!!! Как здорово, столько идей, столько нового узнаешь и открываешь для себя! А еще большое спасибо за то, что делитесь с нами своими знаниями и творческим опытом!! Знаю много молодых мам, которые просто не рисуют со своими детьми только потому, что сами не знают с чего начать и чем заинтересовать ребенка. Для таких родителей ваши посты просто находка! не просто поучительно и интересно, но и огромный стимул попробовать что-то из ваших идей на практике, а там, глядишь, понравилось, втянулись в процесс и стали творить и придумывать сами!!!!
Яндекс.Метрика
Реквизиты ИП   Почта: admin@supermom.ru