АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Детали: Развитие памяти по Хегуру и Шичиде

Немного о деталях на пути к освоению детьми эйдетической (фотографической) памяти.

В методе Хегуру (кто не знает - это последователи метода Шичиды, более известные на Западе), есть игра под названием Peg Memory, что в переводе дословно значит "Привязка памяти". Эта игра по сути очень похожа на всем известную Цепочку памяти Шичиды, но есть несколько принципиальных отличий.

Цепочка памяти (Linking Memory)

Не буду подробно останавливаться в сотый раз на Линкин мемори (я много писала о ней здесь и здесь), напомню только, что это последовательное соединение карточек с различными изображениями с помощью алогичной истории. Цель игры - практиковаться в запоминании, постепенно увеличивая количество карт, пока не сможете запоминать сотни. Считается, что фотопамять начинает открываться в тот момент, когда ребенок перешагивает порог примерно в 50 карточек, но останавливаться на этом, конечно, не надо. Каждый раз перед тем, как заново начать игру, карты надо тщательно перемешать. Таким образом, можно использовать одни и те же карточки, но истории каждый раз будут разные. Так занимаются по методу Шичиды.

У нас сейчас в ходу около 200 карточек (посмотреть и скачать можно здесь). Мы так и сидим на 40-50 карточках с парой ошибок, потому что ближе к концу Алисе надоедает и она убегает, выкрикивая мне что-то из другой комнаты)) 

Привязка памяти (Peg Memory)

В методе Хегуру практикуют не только Цепочку памяти, но и Привязку памяти.

Peg Memory - игра для взрослых детей или просто для взрослых. Сложно обозначить возраст для начала игры, но, я думаю, околошкольный. Если вашему ребенку уже достаточно лет, чтобы понять условия игры, вы вполне можете включить ее в свое расписание. Если нет, то это просто информация на будущее.

Привязка памяти - это система запоминания чисел с помощью их совмещения с изображениями. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания какого-нибудь предмета, который можно использовать для облегчения запоминания. То есть, когда вы для каждого числа придумываете свой образ в соответствии со своими ассоциациями, а из образов затем составляете абсурдные рассказы, которые в последствии позволяют вам легко воспроизвести большую последовательность чисел.

Например:

0 - яйцо/обруч
1 - гвоздик/градусник/копье
2 - лебедь
3 - бык с рогами
4 - кораблик/утюг/стул
5 - звезда (пятиконечная)/надкусанное яблочко

Первым этапом в Хегуру считается запоминание этих ассоциаций. В школе Хегуру дети продвигаются постепенно, каждые пару недель переходя к новому десятку. Чтобы помочь детям запомнить ассоциации, они используют Линкин мемори.

Например: запомнить число 254103 можно так: лебедь полетел к звезде на корабле, чтобы забить гвоздь в яйцо, которое снес бык. Эта история воспринимается детьми мгновенно, если они способны ее визуализировать, а не запоминать как текст.

Естественно, для того, чтобы облегчить восприятие детей, лучше всего прорисовывать каждую цифру и образ, который она напоминает, чтобы у ребенка плотно осели в голове все связки образа и числа, и только после этого уже можно пробовать что-то запоминать. Для каждого ребенка образ может быть особенным. Кто-то углядит в числе 7 мотыгу, кто-то скажет, что это похоже на автобусную остановку с навесом, а для кого-то она будет ассоциироваться с козленком или гномиком по аналогии со сказками про семерых козлят и семерых гномов. Пусть дети сами найдут для себя эти ассоциации.

Понятно, что в такую игру играют не трехлетки, а дети, чьи способности уже позволяют это делать. Мне пока сложно обозначить возраст, так как я не имела дела с детьми старше трех, сами понимаете, но думаю, это ближе к начальной школе.

Кстати, Peg Memory - известная мнемотехника для запоминания чисел. Многие давно и успешно пользуются ей. Впервые я прочитала о ней в книге "Помнить все" Артура Думчева, человека, который запомнил 22 528 знаков после запятой числа "Пи". Кстати, хотя книга и для взрослых, я ее очень рекомендую. Найти можно здесь: в Озонев Лабиринтев Ридев Май-шопе.

 

Ее отличие в том, что автор не старается описать как можно больше техник запоминания, а предлагает только те, которые работают максимально эффективно. Они смешные, они необычные, но они правда работают, и вам станет это понятно, если вы это прочтете. И наш заезженный Линкин мемори вам тоже станет ближе и понятнее, намного очевиднее станет и то, зачем нужна фантазия и визуализации для улучшения памяти. Он описывает это все просто и легко.
Лично мне не хватило мотивации, чтобы начать пользоваться его системой самой, ну то есть для улучшения собственной памяти, хотя я все еще не оставляю надежд, но теперь, если мне кто-то скажет, что может запомнить 100 чисел случайной последовательности, я не удивлюсь совершенно, потому что мне вполне очевидно, что это очень просто. В книге почти нет воды, она на 90% состоит из практик и объясняет принципы запоминания и забывания. В общем, на одном дыхании.

Возвращаясь к детям, сейчас способность ассоциативно мыслить (например, в данном случае вызывать в голове образ предмета при упоминании числа) поможет ребенку не просто намного легче запоминать буквы и цифры, но и стихи, иностранные языки, а в последствии генерировать оригинальные идеи, мылить не по шаблону, латерально. Так что для закрепления всего вышесказанного и для подготовки к игре Peg Memory очень полезно будет искать образы во всех окружающих нас предметах. Помогите малышу разглядеть, на что похоже облако или что напоминают очертания лужи, какое животное спрятано в узорах на обоях или в трещинках асфальта, и на что похожа каждая буква алфавита или вон та причудливая штука.

Хегуру считают, что все эти методы запоминания очень важны, потому что каждый из них развивает мозг по-своему. И я, конечно, с ними согласна: необходимо делать как можно больше привязок памяти, оставлять в памяти так называемые "якоря" - в привязке форм, цветов, букв, цифр, запахов, действий, изображений, звуков - чтобы ребенок мог по ним потом легко воспроизводить любую информацию. Чем больше сплетений будет в голове у ребенка, тем лучше будет его память. Этот принцип раздражения одного органа чувств, чтобы задействовать другой, называется синестезией, и о нем я как-нибудь все-таки соберусь рассказать подробно.

2014-10-25 12:41
Ekaterina Rogacheva
Ирина, дайте, пожалуйста, контакт школы Хегуру. Я уже в Сингапур собиралась ехать - раз в России ничего нет. Заранее спасибо
2014-10-24 20:51
Кратенко Настя
Лиза, а есть что по Хегуру на русском почитать?
2014-10-22 06:50
Ирина Нечипоренко (Корниенко)
с малой уже год в Хегуру школе занимаемся, про "пег гейм" не слышала, надо будет спросить у преподователей, спасибо.
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru