АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Наш план на день в 2,5 года

Хочу поделиться с вами нашим планом на день в возрасте 2-3 лет.
059e3469895b4309929db66660bb2310.jpg
 
Это наш примерный план, и на самом деле сейчас мы можем регулярно сильно отклоняться от курса, но тем не менее, он наш основной. На самом деле, план хоть и большой, но очень простой. Половина пунктов итак интегрирована в нашу жизнь настолько, что непонятно, зачем я их вообще написала. Это как если бы я вела список "Проснуться, почистить зубы, позавтракать". Составила его только для контроля, чтобы увидеть, что мы упускаем, чем занимаемся реже всего.
Ну а теперь по пунктам:
 
1. Блок Шичиды.
Как правило, это шар энергии под альфа-музыку, 200 карточек на компьютере на сайте Supermom.ru, сетка памяти из 24 карточек, цепочка памяти из 40. Реально мы сидим на этой цифре уже очень долго, потому что я никак не успеваю распечатать карточки меньшего формата, а окинуть взглядом огромное поле очень тяжело, думаю, с переходом на другие карточки мы быстро перейдем к числу 50-60. Если успеваем, делаем еще три мандалы, а иногда не делаем даже цепочку. Раз в неделю устраиваем полномасштабное занятие.
 
2. Естествознание.
Тут все очень просто. Естествознание складывается из живого общения, прогулок на природе и в городе и чтения энциклопедий. Вообще, с тех пор, как ребенок стал почемучкой, он спросит все сам, главное - ответить. То есть любое занятие по естествознанию может свестись к прогулке, когда вы рассказываете ребенку все, что знаете сами. Еще мы часто играем в игры, когда я задаю вопросы, а не Алиса. Например, спрашиваю, кто такой повар, машинист или ветеринар, а она отвечает, что это тот, кто готовит еду, водит поезд или лечит зверей. При правильной подаче ребенку такая игра может очень понравиться, и он будет просить придумать что-нибудь еще. Иногда я намеренно путаю ее, чтобы получилось смешно и абсурдно, а она смеется и поправляет меня: "Ты что, мама! Командир - это тот, кто командует, а не тот, кто катает ком! Ты все перепутала!"
 
3. Сенсорика и моторика.
Здесь может быть все, что угодно: возня в крупах и песочнице, проводилки и соединялки, любой блок Монтессори от разливания чая до складывания собственной одежды, угадывание на ощупь, что в мешочке и многое-многое другое. Здесь полет фантазии самый большое, и разнообразие игр стремится к бесконечности.
 
4. Чтение книг.
Тут все ясно. Читаем много и увлеченно. Я считаю, что можно не покупать ребенку игрушки и модную одежду, но книги - обязательно. Нет, не обязательно даже покупать, брать с антресолей у бабушек, собирать по знакомым, чьи дети уже подросли, но книг должно быть много. Это важно.
 
5. Английский.
Я долго страдала по поводу акцента, из-за которого я не могу разговаривать с дочкой, скудного словарного запаса, возможных ошибок и многого другого. Страдала-страдала, и плюнула на это. В саду и школе тоже не носители преподают. Я пробовала водить Алису на курсы языка и даже оплачивала занятия по скайпу с профиллированными педагогами, но, похоже, опыта работы с детьми в нашей стране нет. Всем кажется, что за сорокаминутное занятие ребенок должен вызубрить Hello и Good Bye, и это его максимум. Со мной же Алиса за 40 минут учится понимать все фразы и выражения вокруг какого-нибудь простого процесса, например, того же чаепития или обеда: "открывай рот", "закрывай рот", "вкусно", "суп", "рагу", "каша", "блинчики", "дай мне", "налей мне", "хватит", "ложка", "вилка", "тарелка", "чашка", "тебе нравится?", "мне нравится", "хочешь еще?", "хочу еще", "большое спасибо" и "не безобразничай") Не всегда говорит, но в контексте вместе с действием воспринимает их очень легко. Мой лучший друг в этом деле Яндекс-переводчик на телефоне, там можно не только быстро найти, но и прослушать, как читается.
И еще мы начали смотреть мультики. Российские мультики у нас сведены к минимуму, иногда смотрим Бременских музыкантов, Чуню, Теремок, Какой чудесный день, Мышонок Пик и еще несколько в духе "старого-доброго". Помимо этого я показываю 2-3 серии в день про свинку Пепу на английском.
Сначала мы смотрели ее на русском, а когда Алиса четко поняла, о чем речь, мы перешли на английскую версию. Вообще, я долго мешкала с этим мультиком. Герои нарисованы совсем не так, как представлялась мне мультипликация в идеальном мультике. Но! Минусы такого примитивизма перевесили жирные плюсы, потому что, во-первых, серии очень короткие, можно регулировать длину просмотра пятиминутками. Во-вторых, мультфильмы очень добрые, позитивные и максимально охватывают быт среднестатистической семьи. В-третьих, семья свиней фактически олицетворяет идеальные гармоничные взаимоотношения в семье, а в конце каждой серии все члены семьи хохочут до поросячьего визга. В общем, лучшего я себе сейчас и представить не могу для изучения языка.
 
6. Воображение и фантазия.
Подробно о воображении я уже однажды писала тут. Однако, очень хочется выделить еще кое-что, что на момент написания статьи моему ребенку было еще недоступно. Это ролевые игры. Ролевые игры - это один из ключей развития фантазии. Если потратить достаточно времени и научить ребенка фантазировать, то впоследствии он всегда сможет не только сам придумать себе занятие, а не виснуть на родителях из-за того, что ему скучно, но и завести всю аудиторию, придумывая сюжеты и увлекая за собой всех. Не надо фантазировать за ребенка, надо давать ему возможность самовыражаться, задавать наводящие вопросы, позволить самому решить, какой функцией будет обладать эта подушка или коробка - станет ли она каретой, кораблем или темницей для принцессы, или мы запустим ее к потолку как спутник.
 
7. Конструирование.
Тут все просто. Лего Дупло было и остается основным способом конструирования, но помимо этого в ход может идти все, что угодно от зубочисток и зефирок до столовой утвари. Лишь бы было из чего строить. И чем необычнее строительный материал, тем лучше.
 
8. Творчество.
Думаю, тут не надо ничего говорить. Рисуем, рисуем и рисуем. Разными способами, на разных поверхностях и разными приспособлениями. Об этом я регулярно пишу. Творчество неразрывно связано и с воображением и фантазией, и с моторикой, и с эмоциональной стороной ребенка, но все-таки я выделила это в отдельный раздел.
 
9. Музыка.
Я очень хочу, чтобы Алиса играла на каком-нибудь музыкальном инструменте. Сначала я думала о скрипке, но долго искала преподавателя, потом прочитала Эми Чуа "Боевой гимн матери-тигрицы", и как-то передумалось. Пусть это будет фортепиано, если Алиса захочет. Надеюсь, захочет. Кстати, там задействуется сразу две руки, и это очень важно для построения межполушарных связей. Именно поэтому дети, играющие на музыкальных инструментах часто преуспевают во многих других областях. А пока мы слушаем разную музыку от классики до качественной поп-музыки, я стучу на металлофоне по ноткам, пропеваем их вместе, стараемся угадать и т.д. Конечно, танцуем и устраиваем балы для кукол, представляем исполнителя: во что одет, как выглядит и т.д. Все это помогает "включить" синтезию, привлекает внимание к музыке. В общем, не много мы делаем, если честно)
 
10. Логика и поиск.
Здесь я имела ввиду все занятия на логику и поисковые функции от пазлов, до поиска пар, соответствий и пр. Я стараюсь не налегать на логику, не даю никаких рядов, где что-то надо исключить, но кое-что все же иногда включаю, весь поиск скорее "интуитивный". Мне кажется, занятия логикой сейчас лишние.
 
11. Что-то особенное.
Это может быть все что угодно, что сделало день красочнее. Интересная и необычная идея игры, которая затянула нас надолго, увлекательная поездка и так далее. В общем, все, что может разнообразить наши будни.
 
Понятно, что я описала наш план кратко. И мы никогда не выполняем его по пунктам, скорее, просто что-то делаем, а в конце дня я расставляю галочки, чтобы посмотреть, что мы забыли. Сейчас я уже подобный график не веду, но он помог мне увидеть, что я упускаю, а где можно немного расслабиться.
Я выделила именно эти пункты, потому что, как мне кажется, это основа гармоничного развития, когда нет перевеса ни в одну сторону. Понятно, что у каждого будет свой список. Кто-то внесет в него обучение уборке, если это важно, а кто-то запишет социализацию и будет учить общаться с другими детьми, стоить отношения с окружающими. А у нас сейчас так.
2016-02-01 17:32
Олеся
Спасибо. С планом оно для нас как-то понятнее. Спасибо за ваш труд. За знания которые вы несете в массы. Восхищаюсь вашим позитивом и творчество! Супер!
2014-10-22 22:55
Алиева Анна
Добрый день! Спасибо за Ваш труд! Очень приятно читать и смотреть)
Хочу поделиться по поводу занятий музыкой. Недавно мы открыли для себя аудиозаписи Сергея и Екатерины Железновых - Абсолютный слух от 1 до 5. Там есть упражнения угадай-ка по нотам. Нам очень нравится, мы только начали, поэтому угадываю в основном я (хотя и не всегда угадываю). Для игры можно использовать любую клавишную игрушку. На металлофоне звук немного не тот.
2014-08-06 11:09
Веркеева Анна
Лиза, добрый день.
По вопросу изучения английского языка: Посмотрите авторскую методику Валерии Мещеряковой. Она, правда, для детей от 3х лет, но радует нестандартностью подхода в занятиях (погружение в языковую среду и непереводной метод изучения). Единственный существенный, на мой взгляд, минус - легкая убогость графического оформления учебных пособий.
2014-07-31 22:04
Sky Angel
Количество карточек в играх для памяти в 2,5 года поражает! в такие молодцы!
2014-07-30 07:08
Nymph Elisabeth
мне еще кажется важно чтобы было понятно что говорят. вот есть сериал например за 80 дней вокруг света. там вобще непонятно почти что они говорят. пока привыкнешь к голосам и к дикции. нашла сайт с мультами на английском, там есть кот в шляпе о котором я писала и еще оказывается советские мульты на английском. мы оч любим карлсона и винни пуха. попробуем-может достойный перевод.
2014-07-25 19:04
Мусатова Ольга
Лиза, Вы, конечно, очень многое успеваете за день (сюда еще добавить "пунктики" для мамы - готовку, дела по дому, подготовку материалов для занятий...) - действительно, кажется, что у Вас в сутках 48 часов. В связи с этим прагматический вопрос: сколько времени Вы уделяете целенаправленным занятиям в день? (Я понимаю, что многое из Вашего списка интегрировано в повседневную жизнь и не требует специально отведенного времени.) Сколько часов в день уделяете прогулкам? В какое время дня предпочитаете заниматься с Алисой? У Алисы есть так называемое "свободное" время, когда она может заниматься самостоятельно чем пожелает?
2014-07-25 00:36
Динкелакер Ольга
Доброго времени суток Лиза.Большое спасибо за ваш план .Поповоду акцента хочу сказать.Что бы не было акцента нужно быть Амереканцем и то в каждом городе разговаривают на свой лад.Мы живём в Германии на востоке разгораривают по одному на западе по другому.Я с дочкой разговариваю и по русски и по немецки да у меня меня есть акцент ну и что.Зато моя дочка понимает когда кто то разговаоивает.И немцев и русские которые по немецки разговаривают.Не бойтесь говорить с вашей дочкой по англиски и не слушайте не кого.Да у вас акцент ну и что.За то ваша дочка будет понимать язык.Удачи вам
2014-07-25 00:30
Nadia St
Спасибо большое!!!! Мне тоже интересно посмотреть чем мы занимаемся больше и чем меньше!
2014-07-24 23:40
Ксения Дементьева
О, Пеппа)) Я тоже, помню, в ступоре была, когда увидела героев. Еще очень похожи по своей доброте на этот мультфильмы "Little Bear" и "Humf" -- может, кому понравится.
По поводу акцента одна преподавательница нам говорила что-то вроде: лучше говорить с акцентом, но грамотно, с большим лексическим запасом, чем потратить пять лет на постановку нескольких звуков в ущерб остальным сторонам языка. Я всеми руками руками за -- ну разве кого-то из нас сильно коробит, если иностранец говорит с легким акцентом, но с правильными окончаниями и не называет окно дверью?
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru