АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
Елизаветы Черниковой
, :

Как я говорю с ребенком, и как ребенок говорит со мной

Считается, что если у ребенка к двум годам формируется пассивный словарь из двух тысяч слов, то это очень хороший уровень. Скажу честно, я не считала, но все наши друзья, знакомые и родственники в один голос заявляют, что цифра 2000 осталась очень далеко позади. Я сейчас не хвастаюсь и не преувеличиваю, я хочу просто рассказать, как так получилось. Может быть, кому-нибудь пригодится.

Я не смогу вам в полной мере пересказать уровень владения речью своего ребенка, вам просто придется поверить на слово. Я почти ничего не записывала, к сожалению, но кое-что все-таки есть:

2.1 года: "Мама, извини пожалуйста, тебе случайно на глаза не попадались куклины тапочки?"
Пометила себе: беглая "взрослая" речь, мгновенная реакция на вопрос, может переспросить, уточнить, узнать, спросить значение слова.Объясняет явления и слова через "потому что" и "это значит". 

*** *** ***

2.2 года: 

- Я буду выбирать, кто мой друг!
- Ну и кто твой друг?
- Мама!
- А как же папа?
- А папа на работе.

*** *** ***
После поездки на Кипр речь резко скакнула на новый уровень (2,2, ближе к 2,3). 
На отдыхе: "Мама, смотри, это - огнетушитель. Если начнется пожар, прибегут дяди-пожарные, откроют огнетушитель и из него пойдет пена. И огонь потухнет". Вообще на отдыхе у нее проснулся большой интерес к предназначениям всякой мелочевки: датчик дыма, стопор для двери, шахта лифта, люк и пр., про все узнала и ходила сама рассказывала, останавливаясь около каждого девайса.

Много логики в рассуждениях, все помнит, ничто от нее не ускользает. На отдыхе бежим из ресторана в туалет, переживает, что официант подумает, что мы ушли, и унесет еду. Когда возвращаемся, радуется, что все на месте. За всех плачущих детей с уверенностью говорит, чего они хотят: купаться в бассейне, кормить кошку, спать и т.д.

Декламирует стихи, которые я ей читаю. Много, очень много. Многие стихи рассказывает уже очень давно, но из новенького: начала декламировать "Сказку о царе Салтане" и "Лукоморье". Например, может сидеть копаться в песке и рассказывать "А царица молодая, дела в даль не отлагая, с той же ночи понесла...". Занавес))). 

Часто балуется заменой слов в стихах. Например, "Я рубашку сшила мишке, я сошью ему... колготки... На плите сварилось... мясо... Где большая... вилка наша..."

Примерно в возрасте 2,2 муж рассказал ей, что у каждой машинки есть свое имя. И все, ребенку нет покоя. Она знает все марки. Она знает такие, которые не знаю я. Кадилак, Мини, Порш, Лэнд Ровер - это ерунда. Она даже Лифан знает, один раз увидела и запомнила, а я вот сейчас лазила в интернет, чтобы вспомнить. Любимое развлечение - затащить меня на большую стоянку, бежать вдоль рядов, выкрикивая названия. Многие машины знает уже по очертаниям, без значков. 

*** *** ***

2,4 года: на мой день рождения пришел годовалый племянник. Алиса собрала все паровозики и убрала повыше со словами: "Я уберу на полку, когда захочешь - достанешь". Замучила меня вот этим: "Кто тут у нас такой хорошенький, дай-ка я тебя потискаю! Как же хочется укусить тебя как хлебушек!", и ведь кусает при этом, еле сдерживается, ее аж потрясывает, как ей хочется)) После отдыха начала интересоваться английской речью, пока интерес не пропал, срочно ввожу английский)

***

- Мам, ты что, шутишь что ли!? Так не бывает!

***
- Ну кто так делает, ты все делаешь неправильно! Делай, как я тебя учила! Возьми вот в эту руку (берет мою руку, вкладывает предмет) и делай вот так (показывает).

*** 
- Вон, смотри, вот там вдалеке, у горизонта! Птичка летит! Наверное, к своим деткам летит, еду им несет!

***
Ждет мультика: 
- Что-то долго загружается. Наверное, плохо ловит.

***
- Как ты думаешь, а у меня зубки ровные? Мне не надо брекеты ставить? Пойду почищу, чтобы были беленькие зубки.

***   

Вообще, все, что я тут написала - это ерунда, конечно. Я же как дура, не записываю, а она отмачивает ежедневно, просто все это уже в порядке вещей. 

Как-то полгода назад я уже рассказывала об Алисиной речи, тогда на меня вылили ушат грязи, обвинили в хамстве и высокомерности. Я все же рискну еще раз попробовать написать об этом. Если у вас есть какие-то претензии ко мне, прошу на берег безмолвия, собирать ракушки.

Еще раз, дорогие девочки, если у вас дети не говорят так, или вообще не говорят, это не повод переживать. Главное, чтобы они не говорили, а думали. Это первично. А речь - это уже просто вопрос развития артикуляционного аппарата. 

Это же касается и распространенного мнения, что ребенок Х заговорил в полтора года, а ребенок Y - в три, а теперь им пять, и они сравнялись. Это верно и неверно одновременно. Если ребенок X заговорил сам, никто не помогал ему наращивать словарный запас, пополнять лексику, никто не разъяснял явления и термины, то да, вероятно, что они сравнялись. Если же с ребенком X занимались, постоянно разговаривали, все объясняли, а с ребенком Y нет, то кругозор у первого ребенка и правда шире, у него больше отправных точек, больше миропонимания, и это дает ему возможность развиваться в большем количестве направлений. Это и есть та самая зона ближайшего развития ребенка.

Ну и, наконец, как и обещала, о том, что делала я. 

Я всегда считала, что я ничего для этого не делаю. Но люди вокруг объяснили мне, что я делаю, просто это вошло в привычку, стало частью моей жизни, и я перестала это замечать.

Про то, как я с рождения разговаривала с ребенком, я уже много раз писала. Думаю, нет смысла расписывать все это еще раз. 

Про чтение книг писала тоже много. Единственное, что добавлю, что если ребенок не хочет слушать книгу, я читаю стихи. Просто читаю, а она бегает. Оно все равно усваивается, и память все равно стимулируется. Читаю сказки я так: если текст сложный, то сначала пересказываю текст своими словами, используя только знакомые слова и останавливаясь подробно там, где могут возникнуть трудности с пониманием. Если сюжет ребенка цепляет, то в следующий раз я рассказываю чуть больше, добавляю что-то по тексту, и так до тех пор, пока я не начну прочитывать сказку целиком.  

Теперь что касается того, как я разговариваю с Алисой. Все объясняю, рассказываю, отвечаю на ВСЕ вопросы, это все понятно. Но еще я взяла себе в привычку говорить как можно чище при ребенке. Не использовать неопределенные конструкции типа "ну вон там, эту штуку возьми". У этой штуки всегда есть название, и я его проговариваю. Я стараюсь, чтобы мои объяснения были всегда предельно ясны. Висим не на палке, а на перекладине, наливаем не из кувшина, а из крынки (если это крынка, конечно), надеваем не штаны, а джинсы/бриджи/брюки/легинсы, не кнопочки на пульте, которые делают громче и тише, а регулировка звука и т.д.
Попутно я стараюсь давать как можно больше синонимов одного и того же слова. Например, если сначала у нас было только "далеко", то теперь есть и "вдалеке" и "вдали" и "у горизонта". Если было только "открой", то теперь есть "приоткрой", "отвори", "распахни", была "еда", добавилась "пища", было "открой подарок", теперь и "разверни подарок" и "распакуй подарок" и т.д. То есть я даю не только новые термины, а все вариации, как может быть составлена одна и та же фраза, стараюсь сделать речь более разнообразной и усложнить конструкцию фразы. Обычно в речи я говорю знакомое Алисе слово и тут же даю новый термин. В этом случае все усваивается очень естественно. Это все уже делается "спинным мозгом", то есть я даже не задумываюсь об этом. 

Иногда мы играем с ней в словесные игры. Например, я спрашиваю, что жарят, что тушат, что варят, а что пекут. А она придумывает и отвечает. Или играем в игры на поиск противоположностей (антонимов). Я ей говорю "холодный", а она мне "горячий", я ей - "сильный", а она мне - "слабый". Попутно придумываем, что может быть горячим, холодным, сильным и слабым. 

Все это в нашем случае и формирует зрелую речь.

2015-11-12 00:49
N BaYtina
Еще я заметила, что сын начинает говорить новый слог или звук, если его это удивило или был эмоциональный всплеск, напремер весело или неожиданно,удивление. Сегодня я просила его сесть и съесть суп, ноль эмоций, потом папа как то чудно сказал слово суп, он начал смеяться и говорить суп)))Так было и с петушком, читая новую книгу я комментируя петушка резко и громко кукарекнула))) он тут же повторил!!!После этого, сделала вывод, что нужен эмоциональный окрас в общении, удивление,чтобы вызвать заинтересованность ребенка.
2015-11-12 00:40
N BaYtina
Нам 1.4 мы говорим мало и отдельными слогами, хотя мы много читаем,разговариваем, поем,смотрим мульты (в малом количестве-не любит)правда после одного из новых мультиков стал воспроизводить звуки животных, хотя я ему это повторяла с полугода!))). У подруг у одной мальчик 1.8 у другой девочка примерно такая же, не говорят вообще, еще девочка,2.6 не говорит.... и думаю это не потому, что с ними не занимаются,как раз наоборот...все детки разные,одни начинают рано, другим нужно чуть больше времени на накопление знаний,все очень индивидуально
2014-06-11 12:06
Елина Катерина
Вы с Алисой большие молодцы! Наверно все-таки маме проще воспитывать девочку:) У меня мальчик 2года, говорит много, но мало, что понятно. Мы с года стали смотреть мультфильмы(наверно это не правильно), сейчас Дима тоже много смотрит, но такие мультфильмы как:"Чиполино","Буратино","Король лев". Смотрит сказки и даже детские фильмы. Заменять телевизор играми и развивалками, очень редко получается, на мои предложения Дима чаще всего говорит "Нет". Диме нравится делать только то, что он придумывает сам. Я стараюсь не настаивать, боюсь сломать в нем индивидуальнось и самостоятельсть, но предлагать не перестаю. Вот такой у меня мальчишка:)
2014-06-05 14:38
Павлюченко Ирина
Елизавета, хочу Вас поблагодарить за великолепные материалы! Спасибо, Ваши идеи игр и подборки книг для меня находка!
Что касается речи моей дочки, тоже хочется рассказать, тк как мама горжусь успехами своей малышки. Милане год и 11.
В год и два говорила предложения из двух слов: собака сидит, мама ест итд
В год и 6 первые стихи от начала до конца без подсказок
В год и 7 : солнце в дымке, похоже на луну, как головка сыра:)
В год 11 говорит прекрасно, единственно пока л и р не выговаривает, иногда очень торопится, когда стихи сама себе рассказывает или сказки,не все понятно бывает.
Вчера на площадке, глядя на маленькую девочку: "Малышка играет, Милана тоже была малышкой и "товорожденной" (новорожденной, новое слово пока не выговаривает) , и сосала соску. Красную. ( так и было, и для меня открытие что Милана помнит соску (сосала мало и самые первые месяцы была красная соска)
"Я" еще не появилось, пока "Милана дает игрушки малышке, малышка играет".
Общее, когда заговорила так хорошо, для меня стало открытием, сколько всего Милана помнит годичной и больше давности!
В целом мы делаем то же самое по речи, что и Вы, у меня это по наитию и плюс особенности моей профессии.
И добавлю, никогда не говорила лепетными словами с дочкой. Есть значит есть, спать- спать и тд. Уменьшительные бывают но не до "сюсюканья".
Еще раз огромное спасибо!
2014-06-04 15:39
Ksenia Nikolaeva
Спасибо за статью! Конечно, тоже не в качестве хвастовства, просто обратила внимание) моему сыну 1г7м, пока у нас только отдельные слова, Бесконечная болтовня на своем языке, и очень много понятных обозначений предметов/понятий. Так вот мы с ним идем по улице и он, показывая на кого-то, придумывает кто куда идет, почему малыш плачет)
- тетя
-да, это Тетя, а куда она идет?
-амам.
Причем про следующую женщину он скажет уже другое, например, что она идет домой спать)
2014-06-02 15:16
Николаева Лилия
Замечательный пост!! Меня очень удивляют мамочки которые ни чего не делают, а потом жалуются, на неразвитость их дитяти. И вообще считаю сравнивать детей - мягко сказать не правильно. Всегда надо стремится к лучшему!!! Спасибо еще раз за уточнее и повторение ваших "занятий".
2014-06-01 23:59
Таня Мисюра
Спасибо за статью!
У меня мальчик, 2,4 года, он очень много говорит, рассказывает,объясняет, но по-детски коверкает слова (например, слово "подвинься" у него звучит как "подигся"), иногда его словечки понимаю только я)
А еще при посторонних или в незнакомой обстановке часто молчит, поэтому когда я что-то рассказываю о его речи, то мне, бывает, не верят.
Яндекс.Метрика
Почта: admin@supermom.ru